Свадебное шествие – триумф или театр? Отражение городской жизни в живописи кассоне XV века

Аннотация


Свадебные сундуки, или кассоне являлись частью свадебного ритуала. После, размещенные в покоях супругов, они выступали напоминанием о свершившемся торжестве. В свою очередь, сюжеты, выбиравшиеся для росписи стенок кассоне, содержали моральные наставления для будущей семьи. Проповедники и хронисты (Бернардин Сиенский, Джованни Серкамби, Марко Антонио Альтьери) описывали свадебное торжество в городе как «триумфальное», отмечая его подготовленный и «срежиссированный» характер. Эта характеристика подталкивает исследователей искать общие черты между римскими триумфальными шествиями и свадебными ритуалами XV века, а также связь между живописью кватроченто, происходящей из свадебного контекста, и документально известными городскими празднествами. С известной степенью допущения живопись кассоне, в композициях которой встречаются элементы уклада жизни XV века, может стать источником для реконструкции хода свадебного шествия. Обращение к композициям Ло Скеджи, Мастера Триумфов Ландау, Джованни ди Франческо Тоскани, Пезеллино и Мастера Марради дает представление о том, как двигались процессии по улицам города, проходил свадебный банкет и сопровождавшие его танцы. Однако заказчики предпочитали обращаться к сюжетам историческим, как «Похищение сабинянок» на кассоне Мастера Марради, мифологическим или литературным, как новеллы из «Декамерона» Боккаччо, поэтому художники внедряли в знакомые по прототипам иконографические схемы элементы реального торжества. Многочисленными были и кассоне с «Триумфами» Петрарки в связи с наглядностью их аллегорической программы. Нам известны кассоне самых востребованных мастеров этого жанра с изображением «Триумфов», в том числе Пезеллино и Аполлонио ди Джованни. Несмотря на ограничения, которые задавал литературный первоисточник, художники и здесь прибегали к своему визуальному опыту, например, в мотиве при изображении триумфальной повозки. Таким образом, живопись кассоне становилась проекцией того, как были устроены свадебные процессии, неотъемлемой частью которых были сами эти сундуки.

Ключевые слова


искусство итальянского Возрождения; живопись кассоне; свадебное торжество и ритуал бракосочетания в Италии XV века

Полный текст:

HTML PDF

Литература


Bernardo A. S. Triumphal Poetry: Dante, Petrarch, and Boccaccio // Petrarch’s Triumphs: allegory and spectacle. Ottawa: Dovehouse Editions, 1990. P. 33-47.

Eisenbichler K. Political Posturing in some ‘Triumphs of Love’ in Quattrocento Florence // Petrarch’s triumphs: allegory and spectacle. Ottawa: Dovehouse Editions, 1990. P. 369-382.

Klapisch-Zuber С. Women, Family, and Ritual in Renaissance Italy. Chicago: University of Chicago Press, 1985. – 338 p.

Levy A. House of Secrets: The Many Lives of a Florentine Palazzo Hardcover. I.B. Tauris & Co Ltd, 2019. – P. 186.

Miziolek J. Renaissance Wedding and the Antique: Italian Secular Paintings from the Lanckoronski Collection. L'Erma Di Bretschneider, 2016. – 440 p.

Monti R. C. Petrarch’s Triumphs, Ovid and Vergil // Petrarch’s Triumphs: allegory and spectacle. Ottawa: Dovehouse Editions, 1990. – P. 11-33.

Musacchio J. M. Art, marriage, and family in the Florentine renaissance palace. New Haven: Yale University Press, 2008. – 344 p.

Musacchio J. M. The rape of the Sabine women on Quattrocento marriage panels / T. Dean, K. J. P. Lowe // Marriage in Italy, 1300-1650. Cambridge University Press, 2002. – P. 66-82.

Newbigin N. Carried away: Lorenzo’s Triumphs of 1491 // Studies on Florence and the Italian Renaissance in Honour of F. W. Kent / ed. by Cecilia Hewlett. – P.116-128.

Newbigin N. Piety and Politics in the Feste of Lorenzo's Florence // G. C. Garfagnini / Lorenzo il Magnifico e il suo mondo., 1992. – P. 17-41.

Passera C. In questo picolo libretto. Descrizioni di feste e di spettacoli per le nozze dei signori italiani del Rinascimento. Firenze University Press, 2020. – 294 p.

The Triumph of Marriage. Painted Cassoni of the Renaissance / ed. C.L. Baskins. Boston, 2008.

Virtù d’amore. Pittura nuziale nel Quattrocento fiorentino / eds. Cl. Paolini, D. Parenti, L. Sebregondi. Florence: Giunti Editore, 2010. – 288 p.

Ventrone P. Teatro civile e sacra rappresentazione a Firenze nel Rinascimento. Firenze, 2016. – 535 р.

Witthoft B. Marriage Rituals and Marriage Chests in Quattrocento Florence. Artibus et Historiae, Vol. 3, No. 5, 1982. – P. 43-59.

Zaho M. A. Imago Triumphalis: The Function and Significance of Triumphal Imagery for Italian Renaissance Rulers. New York: Peter Lang Publishing, 2004. – 143 p.






(c) 2024 Исторические Исследования

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.

ISSN: 2410-4671
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-55611 от 9 октября 2013 г.