Свадебные ювелирные украшения в манускрипте «Празднества по случаю бракосочетания Костанцо Сфорца, герцога Пезаро, и Камиллы Марцано Арагонской 26-30 мая 1475 года»

Аннотация


В 1475 году состоялась свадьба неаполитанской принцессы Камиллы Марцано Арагонской и герцога Пезаро Костанцо Сфорца. Празднество длилось несколько дней и сопровождалось театрализованными представлениями, пирами и произнесением эпиталам. Чтобы увековечить событие, герцог заказал праздничные книги, в которых были подробно описаны и проиллюстрированы детали торжеств. В текстах и миниатюрах неоднократно встречаются упоминания о предметах, которые традиционно входили в свадебный ювелирный комплект эпохи Ренессанса. Один из персонажей аллегорической постановки, Гименей, демонстрирует обручальное кольцо с огранкой алмаза в виде пирамиды. Подобное изделие служило не просто украшением: оно было выступало гарантией нерушимости брачного союза. Вслед за Гименеем появлялась Эрато, эмблема которой – лебедь со свадебным поясом –  в брачном обряде обыкновенно была отражением невинности невесты. Это сочетание отсылает нас к устоявшемуся образу Венеры и понятию достойной добродетельной любви. Посланница богов Геба подносит в дар молодоженам сосуд. Его можно расценивать как намек на свадебную чашу coppa di nozze или же как визуальное воплощение покровительства молодым со стороны богини Афины, мотив, который основывается на античных иконографических схемах. Ювелирные украшения, преподносившиеся по случаю заключения брака, в Италии XV века являлись важным символом социального перехода и серьезным финансовым вложением. В рассматриваемом торжестве обряд обручения и поднесение подарка в шкатулке forzerino обыгрывались в шутливой форме, обусловленной статусом Костанцо и Камиллы: драгоценности были заменены на сахарные копии. Примечательно, что ювелирные изделия были включены в художественную программу представления, полностью нацеленную на прославление династического союза. Для создателя постановки и зрителей свадебный ювелирный комплект был визуальным воплощением величия единения супругов; изображения украшений заключали в себе набор понятий, связанных с браком, нравственностью и прославлением молодых.

Ключевые слова


искусство итальянского Возрождения; «Празднества по случаю бракосочетания Костанцо Сфорца, герцога Пезаро, и Камиллы Марцано Арагонской 26-30 мая 1475 года»; свадебный ювелирный набор; оформление торжества эпохи Возрождения; Камилла Марцано; Костанцо Сфор

Полный текст:

HTML PDF

Литература


Альберти Л.Б. Книги о семье / Пер. М.А. Юсима. М.: Языки славянской культуры, 2008. 416 с.

Гомбрих Э. Символические образы. Очерки по искусству Возрождения / Под ред. В.П. Шестакова. СПб: Алетейя, 2017. 408 с.

Лопухова М.А. «Аллегория Музыки» Филиппино Липпи. Генеалогия образа // Вестник МГУ. Серия VIII. История. 2023. №3 (64). С. 174-193. Передольская А.А. Краснофигурные аттические вазы в Эрмитаже. Л.: Советский художник, 1967. 404 с.

Петракова А.Е. Проблемы интерпретации изображений на аттической черно- и краснофигурной керамике на основе сведений античной письменной традиции. Вестник РГГУ. Сер. Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2013. С. 236-270.

Arbizzoni G. La Saffica di Antonio Costanzi pe rle nozze di Costanzo Sforza e Camilla d’Aragona // Studi Latini in ricordo di Rita Cappelletto. Urbino: QuattroVenti, 1996. Pp. 253-269.

Barfucci E. Lorenzo de’Medici e la società artistica del suo tempo. Firenze: Gonnelli, 1964. 289 p.

Bayer A. Art and love in Renaissance Italy. New York: Metropolitan Museum of Art, 2009. 376 p.

Belozerskaya M. Luxury Arts of the Renaissance. Los Angeles: The J. Paul Getty Museum, 2005. 280 p.

Bridgeman J. A Renaissance Wedding: The Celebrations at Pesaro for the marriage of Costanzo Sforza and Camilla Marzano d’Aragona 26-30 May 1475. Turnhout: Harvey Miller publishers, 2013. 198 p.

Ciardi Dupré Dal Poggetto M.G. Un problema di coerenza: memoria e realizzazione nella pittura di Giovanni Santi. Nuove prospettive cronologiche e attributive // Giovanni Santi, Atti del convegno internazionale di Studi. A cura di R. Varese. Milano: Electa, 1999. Pp. 105- 114.

De Marinis T. Le nozze di Costanzo Sforza e Camilla d’Aragona celebrate a Pesaro nel maggio 1475. Florence: Valecchi, 1946. XI, 62 p.

Helas P. Lebende Bilder in der italienischen Festkultur des 15. Jahrhunderts. Berlin: Akademie Verlag, 1999. 325 S.

Jowers S.J. Theatrical Costume, Masks, Make-Up and Wigs. London: Routledge, 2000. 541 p.

Krohn D. L. Courtship and Betrothal in the Italian Renaissance // Heilbrunn Timeline of Art History. New York: The Metropolitan Museum of Art, 2008. (URL: http://www.metmuseum.org/toah/hd/cour/hd_cour.htm)

Kyriakou A. Exceptional burials at the sanctuary of Eukleia at Aegae (Vergina): the gold oak wreath // The Annual of the British School at Athens, Vol. 109. Athens: British School at Athens, 2014. Pp. 251-285.

Mirabella B. Ornamentalism – the art of Renaissance accessories. Michigan: University of Michigan, 2011. 342 p.

Musacchio J.M. Art, Marriage, and Family in the Florentine Renaissance Palace. New Haven: Yale University Press, 2008. 344 p.

Ogden J. The Technology of Medieval Jewelry // Ancient & Historic Metals: Conservation and Scientific Research. Los Angeles: The Getty Conservation Institute, 1991. P. 153-182.

Passera C. “In questo piccolo libretto”: descrizioni di feste e di spettacoli per le nozze dei signori italiani del Rinascimento. Firenze: Firenze University Press, 2020. 297 p.

Pyle C.M. Per iconologia dello spettacolo: dale nozze sforzesche del 1489 alle favole mitologiche // Arte Lombarda, №105/107. Milano: Vita e Pensiero - Pubbliccazioni dell’Universita Cattolica del Sacro Cuore, 1993. Pp. 84-87.

Scarisbrick D. Rings: Jewelry of Power, Love and Loyalty. London: Thames & Hudson Ltd, 2007. 384 p.

Syson L., Thornton D. Objects of virtue: Art in Renaissance Italy. Los Angeles: Getty Publications, 2001. 288 p.

Warburg A. Mnemosyne. L’Atlante della memoria di Aby Warburg / Materiali a cura di I. Spinelli, R. Venuti. Roma: Artemide Ed., 1998. 96 p.






(c) 2024 Исторические Исследования

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.

ISSN: 2410-4671
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-55611 от 9 октября 2013 г.