«Битва гладиаторов» Париса Бордоне в контексте религиозных войн XVI века

Аннотация


В настоящей статье предлагаются новые интерпретации сюжета и функции картины Париса Бордоне «Битва гладиаторов» из Музея истории искусств в Вене. Рассмотренное в более широком контексте, полотно Бордоне находит аналогии во французском и нидерландском искусстве. Речь идет о круге живописных и графических изображений на сюжет «Резни триумвирата» (произведениях Антуана Карона, Николо дель Аббате, Ханса Вредемана де Вриса и др. с одноименным названием), которые, как традиционно считается, выступали аллегорическим изображением религиозных войн XVI века. Картину Бордоне с указанным кругом произведений сближает не только общий изобразительный мотив жестокой битвы и вероятно сюжет, но и художественный язык фантастической архитектуры, восходящий у всех художников к одним визуальным источникам – гравюрам Антонио Лафрери «Speculum Romanae Magnificentiae» и книгам Себастьяно Серлио. На основании этих сходств, многочисленных связей Бордоне с Аугсбургом и кругом Карла V, в статье предполагается, что очевидно «Битва гладиаторов» Париса Бордоне входит в один ряд, с кругом произведений, связанный с имперской репрезентацией Карла V в образе Октавиана Августа в период войн с протестантами. Запечатленная на нем битва отсылает нас к событиям вокруг битвы при Мюльберге и победой испанской короны над протестантами.


Ключевые слова


Парис Бордоне; социальная история искусства; Явление Сивиллы императору Августу; архитектурная перспектива Возрождения; имперская иконография Возрождения; репрезентация власти; триумфальные въезды

Полный текст:

HTML PDF

Литература


Аппиан. Гражданские войны. Пер. под ред. С. А. Жебелева и О. О. Крюгера. — Ленинград. ОГИЗ, Государственное социально-экономическое издательство, 1935. [Электронный ресурс] URL: https://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1468004000 (дата обращения 20.11.2023)

Дмитриева М. Италия в Сарматии. Пути Ренессанса в Восточной Европе. М: НЛО, 2015. – 424 с.

Ефимова Е. А. Архитектурные фантазии на тему античности в рисунке эпохи Ренессанса // Актуальные проблемы теории и истории искусства. 2015. Вып. 5. С. 442–450.

Adhémar J. Antoine Caron's Massacre Paintings // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 1949. Vol. 127. P. 199-200.

Ariosto L. Orlando Furioso. — Venezia: Eugenico Nicolò, 1573. — 669 р.

Bernocchi I. Italian Heroic Portraits in the Sixteenth Century. (Diss.) University of Southern California., Pembroke College, Cambrige. 2020. – 340 p.

Borggrefe H. Fusenig T., Uppenkamp B. Hans Vredeman de Vries und die Renaissance im Norden. – Munich: Hirmer, 2002 – 399 p.

Cicero, M. T. MT Ciceronis de officiis libri tres. [available at] URL: https://www.thelatinlibrary.com/cicero/off1.shtml (accessed 20.11.2023)

Cox N., Greengrass M. Painting Power: Antoine Caron’s Massacres of the Triumvirate // M. Murdock, P. Roberts, A. Spicer. Ritual and Violence: Natalie Zemon Davis and Early Modern France. Oxford University Press. 2012. P. 241–275.

Ehrmann J. Antoine Caron. Peintre des fêtes et des massacres. – Paris: Flammarion, 1986 – 231 p.

Ehrmann J. Massacre and Persecution Pictures in Sixteenth Century France // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes, Vol. 8. 1945. P. 195–199.

Frölich-Bum L. Studien zu Handzeichnungen der italienischen Renaissance // Jahrbuch der Kunsthistorischen Sammlungen in Wien. vol. II. 1928. P. 163–198.

Garras K. Opere di Paris Bordon in Augusta // Paris Bordon e il suo tempo: atti del convegno internazionale di studi, Treviso, 28-30 ottobre 1985: conference publication / ed. by G. Fossaluzza, E. Manzato. Treviso: Canova, 1985. P. 71—78.

Gould S. Sebastiano Serlio and Venetian Painting // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 1962. Vol. 25, No. ½. P. 56—64.

Kik O. From Lodge to Studio: Transmission of Architectural Knowledge in the Low Countries 1480–1530 // The Notion of the Painter-Architect in Italy and the Southern Low Countries. 2014. P. 73–88.

Knighton T., Deeming H., Music and Ceremony at the Court of Charles V. The Capilla Flamenca and the Art of Political Promotion. – Croydon.: The Boydell Press, 2012. – 304 p.

Langmuir E. The Triumvirate of Brutus and Cassius: Nicolò dell'Abate's Appian Cycle in the Palazzo // The Art Bulletin. 1977. Vol. 59. No. 2. P. 188–196.

Liston J. The Performance of Empire: Leone Leoni's Charles V as Virtus Subduing Fury // Visual Resources. No 1. Vol 28. 2012. P. 24 – 42.

MacPhail E. Ariosto and the Prophetic Moment // MLN. Italian Issue. 2001. No. 1. Vol. 116. p. 32 – 35.

Nazarova O. A., Gaynullina R. R. On Meaning and Function of the Painting Apparition of the Sibyl to Emperor Augustus by Paris Bordone // Actual Problems of Theory and History of Art. 2021. Vol. 11. P. 626 – 634.

Parshall P. Antonio Lafreri's «Speculum Romanae Magnificentiae»// Print Quarterly. 2006. Vol. 23, No. 1. P. 3–28.

Serlio S. Il terzo libro di Sabastiano Serlio bolognese, nel qual si figurano, e descriuono le antiquita di Roma e le altre che sono in Italia, e fuori d'Italia. – Venezia, 1540. — 156 p.

Serlio S. Regole generali di architetvra sopra le cinqve maniere de gliedifici : cioe, thoscano, dorico, ionico, corinthio, et composito, con gliessempi dell'antiqvita, che per la magior parte concordano con la dottrina di Vitrvvio. – Venezia, 1537. — 156 p.

Tietze-Conrat E. A Memento of a Pageant of the Past // Gazette des. Beaux-Arts. 1945. Vol. 87. P. 55 – 61

Rosenblum R. The Paintings of Antoine Caron // Marsyas. 1950-1953. №6. P. 1-7 Schulz J. Vasari at Venice//The Burlington Magazine, Vol. 103, No. 705. 1961, P. 500–509.

Vasari G., Milanesi G. L. Le opere di Giorgio Vasari. Vol. 8. – Firenze, 1878. – 629 p.

Vasari G., Milanesi G. L. Vite de’piu Eccellenti Pittori, Scultori ed Architetti. Vol. 7. – Firenze, 1881. – 728 p.

Wickhoff F. Les écoles italiennes au Musée Impérial de Vienne // Gazette des Beaux-Arts. 1893. Vol. LXXII. P. 133–135.






(c) 2024 Исторические Исследования

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.

ISSN: 2410-4671
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-55611 от 9 октября 2013 г.