Путевой роман в стихах Георга Викрама «Паломник, сбившийся с пути» 1557 года: к проблеме определения черт «театральной гравюры»

Аннотация


Статья посвящена иллюстрациям к путевому роману в стихах «Паломник, сбившийся с пути» Георга Викрама, напечатанному в страсбургской типографии в 1557 г. Своей задачей мы видим введение в научный оборот термина «театральная гравюра» применительно к печатной графике немецкого Возрождения. Анализируя иллюстрации к недраматическому произведению, мы исследуем границы вводимого термина: существуют ли основания причислить иллюстрации к произведению, не предназначенному для сцены, к жанру «театральной гравюры»? В иллюстрациях с помощью сравнительного метода мы выявляем элементы, характерные для немецкой театральной культуры XVI века: это специфическая организация пространства, способ изображения персонажей, костюмы, жесты. Злободневная для эльзасской и швейцарской земель тема паломничества отразилась в реформаторских драмах, что позволяет нам с помощью рецептивного метода выдвинуть гипотезу о том, что безымянный художник заимствовал пропагандистские приемы театральных постановок, призывавших к религиозному самоопределению, в оформлении гравюрного цикла. В немецкой научной традиции изобразительный ряд к роману «Паломник, сбившийся с пути» изучался с точки зрения истории искусства только в контексте иконографии райского сада. Наше исследование предлагает взглянуть на иллюстрации сквозь синтез изобразительного и театрального искусств, чем объясняется его актуальность.

Ключевые слова


немецкое Возрождение; немецкая ксилография; театральная гравюра; Страсбург; Георг Викрам

Полный текст:

HTML PDF

Литература


Багровников Н.А. Театр в графике Эрхарда Альтдорфера // Театр и театральность в культуре Возрождения / Сост., отв. ред. Л.М. Брагина. М.: «Наука», 2005.

Бётхер К., Геердтс Г. Ю., Гойкенкамп Р. История немецкой литературы. От истоков до 1789 г. / Пер. с нем. А.Гугнина М.: Радуга, 1985. Т. 1.

Герман. М. Исследования по истории немецкого театра Средних веков и Ренессанса. Спб.: Изд-во Российского гос. ин-та сценических искусств, 2017.

История западноевропейского театра / Сост., отв. ред. Н.Г. Литвиненко. М.: Искусство. Т. 1., 1956.

Колязин В. Ф. От мистерии к карнавалу: Театральность немецкой религиозной и площадной сцены раннего и позднего средневековья. М., 2002.

Некрасова И.А. Похождения «Блудного сына» на театральных подмостках XVI столетия // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 2. Т. 1 С. 206–211.

Нессельштраус Ц. Г. Немецкая первопечатная книга: Декорировка и иллюстрации. СПб.: Axioma, РХГИ, 2000.

Общая история церкви. От Реформации к веку секулярной глобализации XVI - начало XXI века / Сост., отв. ред. В. В. Симонов. М: Наука, 2017.

Реутин М. Ю. Народная культура Германии: Позднее средневековье и Возрождение. М.: РГГУ, 1996.

Эразм Роттердамский. Разговоры запросто / Пер. с лат. С. Маркиша. М.: Художественная литература, 1969.

Fischer H. Wickrams Bilderwelt. Vorläufige Bemerkungen // Vergessene Texte-Verstellte Blicke / Hrsg. von M. Mecklenburg, M. Müller. Bern, 2007. S.199-214.

Kästner H. Garten-Bilder. Illustration und narrative Visualisierunfg in Georg Wickrams «Der irr reitende Pilger» // Vergessene Texte-Verstellte Blicke/ Hrsg. von M. Mecklenburg, M. Müller. Bern, 2007. S.215-228.

Kenneth F. Thibodeau. Science and the Reformation: The Case of Strasbourg // The Sixteenth Century Journal. 1976. Vol. 7, No. 1. Р. 35-50.

Kiening C. Ästhetik und Pragmatik der Zeit im 16. Jahrhundert. Tübingen University Press, 2022.

Kristeller P. Die Strassburger Bücher-Illustration im XV. und im Anfange des XVI. Jahrhunderts. Leipzig: E.A. Seemann, 1888.

Kuch R. Intermediales Erzählen im frühneuzeitlichen illustrierten Roman: zu Struktur und Wirkung der Medienkombination bei Jörg Wickram. Berlin: De Gruyter, 2014.

Kunze H. Geschichte der Buchillustration in Deutschland: Das 15. Jahrhundert. Leipzig: Insel, 1975.

Kunze H. Geschichte der Buchillustration in Deutschland. Das 16. und 17. Jahrhundert. Frankfurt am Main: Insel, 1993.

Lienhard M. Strassburg und die Reformation. Kehl: Morstadt, 1982.

Scheitler I. Das Jakobslied und seine Rezeption in der Frühen Neuzeit // Jahrbuch für Liturgik und Hymnologie. 2014. Vol. 53. Р. 183-199.

Schmidt P. Jörg Wickram, der deutsche Prosaroman der frühen Neuzeit und prosaische Bilder. In: Künstler und Literat. Schrift- und Buchkultur in der europäischen Renaissance. Wiesbaden: Harrassowitz 2006. S. 143-194.

Schreus A. Wickrams Holzschnitte zu Ovids «Metamorphosen» // Vergessene Texte-Verstellte Blicke / Hrsg. von M. Mecklenburg, M. Müller. Bern, 2007. S.169-184.






(c) 2024 Исторические Исследования

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.

ISSN: 2410-4671
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-55611 от 9 октября 2013 г.