Железные предметы из скифского царского кургана Козёл
При раскопках скифского царского кургана Козёл IV в. до н.э. И.Е. Забелиным в числе прочих находок была найдена группа железных предметов[1], связанных с 11 конскими погребениями или с ограбленным основным захоронением.
В многочисленных публикациях материалов скифских курганов железные предметы, за исключением принадлежностей конской упряжи, как правило, редко становятся объектами исследования и не всегда даже упоминаются в тексте. Между тем, эти вещи могут представлять большой интерес для изучения ряда интересных аспектов скифской погребальной обрядности.
В Отделе археологических памятников ГИМ, помимо первоначальной описи предметов, хранится Донесение автора раскопок Императорской Археологической комиссии. В нашем распоряжении имеются также опубликованные дневники и записные книжки И.Е. Забелина 1865 г., в которых среди текстов на разные темы содержатся сведения о раскопках кургана Козёл. Эти документы дают возможность предположить возможное первоначальное расположение предметов в кургане и их назначение.
Среди железных предметов, в первую очередь, следует назвать относящиеся к конским захоронениям удила и псалии (4 комплекта). Эти предметы уже были изучены нами ранее и частично опубликованы[2], поэтому позволим себе дать лишь их краткую характеристику.
Рис.1. Удила и псалии (все рисунки предметов, хранящихся в отделе археологических памятников ГИМ, выполнены Н.И. Беловинцевой)
Все псалии двудырчатые С-видные с утолщениями-«шляпками» на концах (рис. 1). На удила с петлевидными концами для крепления повода надевались пряжки, имеющие вид кольца с треугольной рамкой. Кольцо продевалось в петлю удил, а к рамке крепился повод. Для «строгости» на стержни удил у петлевидных концов были надеты четырехугольные пластины-обоймы с четырьмя шипами. Размеры: длина псалия – 22 см, длина звена удил – около 13 см, общая длина – 27,8 см.
Подобные строгие удила и С-видные или «серповидные» (термин В.А. Ильинской) псалии широко известны в памятниках IV-III вв. до н.э., особенно в курганах высшей скифской знати середины – третьей четверти IV в. до н.э.[3]
В «конских гробницах» согласно описи И.Е. Забелина найдены и железные пряжки (рис. 2). Можно предположить, что первоначально имелось 11 экземпляров подобных пряжек, по одной у каждой лошади. В коллекцию музея же поступили лишь 4 таких предмета подпрямоугольной формы с неподвижным язычком. Вероятно, они являются подпружными. Во всяком случае, в Донесении И.Е. Забелина о раскопках кургана указано, что в северной конской могиле в районе седел найдены «четырехугольные железные пряжки от подпруг»[4].
Пряжки имеют подпрямоугольные (подтрапециевидные) рамки и неподвижный язычок. Язычок в виде загнутого вверх и наружу за рамку крючка расположен на одной из коротких сторон пряжки. Сечение рамки – овально-округлое. Размеры: 5,6-6,5 Х 3,8-4,7 см, сечение рамки – 0,6-0,8 Х 0,4-0,6 см.
Такие прямоугольные подпружные пряжки типичны для IV в. до н.э.[5] Они найдены, например, в кургане Водяна Могила[6], в Гаймановой Могиле[7] и других. Пряжки такого типа, в отличие от пряжек с язычком в виде вертикального штырька с грибовидной шляпкой, датируются в пределах второй-третьей четвертей IV в. до н.э.[8]
В погребении первого конюшего «у левого бока» найдена «железная пряжка, колчан бронзовых стрел и под ними железный нож»[9] (рис. 3). Пряжка имеет округлую рамку и подвижный язычок. Сечение – округлое и овальное. Сохранился фрагмент такой пряжки. Максимальный диаметр – 5,5 см, длина язычка – 5,5 см, сечение рамки – 9,4 Х 0,5 см, сечение язычка – 0,7 Х 0,6 см. Округлая рамка была согнута из дрота так, что ее концы оставались несомкнутыми. При ближайшем рассмотрении оказалось, что сохранившийся конец пряжки загнут наружу и образует маленькую петлю. Вероятно, так выглядел и несохранившийся конец.
А.Д. Могилов, который собрал все известные подобные изделия, причислил наш экземпляр к типу III – простым круглым пряжкам с гладкими концами[10]. Однако, как выяснилось выше, эту пряжку нужно относить к типу II по А.Д. Могилову – пряжкам с разомкнутыми концами, загнутыми в кольца[11]. Вероятно, с помощью таких предметов скрепляли полы верхней одежды, они использовались для крепления поясов и портупеи, в головных уборах, снаряжении коня и, возможно, как застежки колчанов[12].
В коллекции хранятся 2 железных ножа с костяными или обложенными костью рукоятями, а также фрагмент такого ножа (рис. 4). Их длина – 11; 17; 22,5 см. Первые два ножа найдены, по сведениям И.Е. Забелина, в могиле первого конюшего: «один у правого плеча, другой под левою рукою; при ножах было по колчану стрелок»[13]. Ножи однолезвийные с горбатой спинкой. У одного ножа рукоять на конце имела фигурное округлое грибовидное завершение и была обложена костяными и, возможно, деревянными пластинами с двух сторон, прикрепленными при помощи 8 железных заклепок (рис. 4, 1). У второго ножа – цельная полированная 8-гранная в сечении костяная рукоять (рис. 4, 2). Клинок крепился в пропиле костяной рукояти 3 железными заклепками. У второго конюшего «подле левой руки» или «у левого бока» найден один нож под колчаном с наконечниками стрел[14]. От него сохранился фрагмент лезвия и рукояти с 2 железными заклепками (рис. 4, 3).
Ножи с рукоятками, обложенными костяными или, реже, деревянными пластинами – обычная находка в скифских захоронениях. По сведениям В.С. Ольховского, они встречаются «в каждом третьем скифском погребении к северу от Перекопа…»[15]. В частности, в погребениях IV в. до н.э. они найдены в Соболевой, Бабиной Могилах, кургане Близнец-2, в кургане Золотобалковского могильника, в Братолюбовском кургане и других[16].
В коллекции также хранятся разнообразные железные предметы, описанные в описи И.Е. Забелина как «обоймы», «крепи», «скобы» и гвозди (рис. 5).
«Скобы», «обоймы» и их фрагменты из кургана Козёл представляют собой железные пластины разных размеров П-образной формы, или согнутые пластины, концы которых закреплены с помощью массивной железной заклепки. Их размеры: 3,3-5,6 Х 9,5-2,8 Х 0,8-4,2 см.
К «крепам» или «скрепам» можно отнести железные пластины, в том числе соединенные друг с другом, которые на концах, как правило, имеют вертикально торчащие заклепки или гвозди. Размеры: 9,2 Х 1,6-1,8 Х 2,8-3,2 см; 8,3-13 Х 1,6-1,9 Х 0,6-2,8 см.
Гвозди крупные, массивные, кованые, с большой подквадратной или округлой шляпкой, сужаются к концу. В сечении – округло-овальные или подквадратные. Большинство гвоздей согнуто под углом в 90º в середине их длины или ближе к концу, вероятно, для неподвижного скрепления деревянных конструкций. Размеры: общая длина – 5,5-15,1 см; толщина – 0,5-1,2 см: размеры шляпок – 2,2-2,7 Х 1,9-2,8 см; расстояние от шляпки до места сгиба – 4,4-8,4 см.
Находки подобных предметов отмечались И.Е. Забелиным в процессе раскопок кургана: в районе конской гробницы «попадались куски дерева с гвоздями в виде скобы и один кругляк»[17], а также «большая железная обойма»[18]. Вероятно, они принадлежали либо деревянному перекрытию конской могилы, либо заслонам входов в катакомбы. Заслоны, перегораживающие входы в погребальные камеры, обычны для скифских курганов этого времени, иногда в их устройстве использовались гвозди и скобы[19]. Эти железные изделия часто встречаются в скифских погребениях V-IV вв. до н.э.[20]
В кургане Чертомлык, наиболее сходном с курганом Козёл по конструкции погребального сооружения, входы в катакомбы были перегорожены деревянными заслонами[21]. В каталоге находок из этого кургана представлены согнутые железные гвозди, подобные нашим[22].
В кургане Козёл также были найдены два предмета неизвестного назначения, записанные в описи как «две обоймицы». Это железные кованые скобы, сделанные из подпрямоугольной пластины (рис. 6, 1-2). Их узкие края с двух сторон загнуты вверх. На концах скоб с двух сторон по два сквозных отверстия для крепления. В центральной части пластин, вероятно, первоначально были проделаны отверстия, в которые вставлены железные конусовидные шипы, которые были приклепаны к пластине-основе. Следы этой клепки хорошо видны на пластине. Всего 15 шипов, 5 рядов по 3 шипа. Шипы расположены не всегда ровно. Размеры: 1) длина – 12,4 см, ширина – 4,7-5 см, высота – ок. 3,3 см, диаметр шипов – до 0,7 см, высота шипов – до 0,9 см, диаметр отверстий – 0,3-0,4 см; 2) длина – 13,4 см, ширина – 4,8 см, высота – ок. 3 см, диаметр шипов – до 0,7 см, высота шипов – до 0,6 см, диаметр отверстий – 0,3-0,7 см.
Аналогии данным предметам среди древностей скифской эпохи нам пока неизвестны. Можно лишь гипотетически предполагать их использование, например, в качестве каких-либо приспособлений для ухода за лошадьми или как ледоступы – ледоходные приспособления для человека или лошади[23].
Рис.6. Железные предметы с шипами (1, 2) и современные ледоступы (3) https://www.med-magazin.ru/shop/product/Ledokhody_Barry_Sibir
Последнее предположение хоть как-то объясняет их форму (могут быть прикреплены к ноге человека или к копыту лошади) и наличие шипов. Интересно, что предметы похожей конструкции и назначения были встречены нами в ассортименте современных интернет-магазинов по продаже зимних аксессуаров для хождения по льду (рис. 6, 3).
[1] Материалы хранятся в Государственном Историческом музее (ГИМ 54746. Оп. Б 288).
[2] Переводчикова Е.В., Фирсов К.Б. К реконструкции убора коней из кургана Козел // Древности Евразии: от ранней бронзы до раннего средневековья. Памяти В.С. Ольховского. Сборник статей. М., 2005. С. 396. Рис. 2, 5-6.
[3] Ильинская В.А. Скифы днепровского лесостепного левобережья (курганы Посулья). К., 1968. С. 117; Мелюкова А.И. Оружие, конское снаряжение, повозки, навершия // Археология СССР. Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время / Под ред. А.И. Мелюковой. М., 1989. С. 96, 341. Табл. 36, 10, 12; Мозолевський Б.М. Товста Могила. К., 1979. Рис. 24, 2, 5, 7; Алексеев А.Ю., Мурзин В.Ю., Ролле Р. Чертомлык. (Скифский царский курган IV в. до н.э.). К., 1991. Кат. 4, 1; Мозолевский Б.Н., Полин С.В. Курганы скифского Герроса (Бабина, Водяна и Соболева могилы). К., 2005. С. 134. Рис. 68; Могилов О.Д. Спорядження коня скiфськоï доби у Лiсостепу Схiдноï Европи. Киïв – Кам`янець-Подiльський, 2008. С. 19-22, 36. Рис. 36, 10; 75, 3-8; Бидзиля В.И., Полин С.В. Скифский царский курган Гайманова Могила. К., 2012. С. 230-231. Рис. 339.
[4] Переводчикова Е.В., Фирсов К.Б. Указ. соч. С. 394.
[5] Ильинская В.А. Скифская узда IV в. до н.э. // Скифские древности / Под ред. А.И. Тереножкина, В.А. Ильинской, Е.В. Черненко. К., 1973. С.61-63; Мелюкова А.И. Указ. соч. С. 97, 341. Табл. 36, 34.
[6] Мозолевский Б.Н., Полин С.В. Указ. соч. С. 89. Рис. 21, 2.
[7] Бидзиля В.И., Полин С.В. Указ. соч. С. 408-409. Рис. 572.
[8] Бидзиля В.И., Полин С.В. Указ. соч. С. 408-409.
[9] Забелин И.Е. Дневники. Записные книжки. М., 2001. С.276-277.
[10] Могилов О.Д. Про один із різновидів пряжок скіфського часу // Археологiя, 2016, № 2. С. 46, 48. Рис. 6.
[11] Могилов О.Д. Указ. соч. С. 43-46. Рис. 4-5. Отметим, что автор работы располагал лишь черновым рисунком пряжки из кургана Козёл.
[12] Могилов О.Д. Указ. соч. С. 58.
[13] Забелин И.Е. Указ. соч. С. 277.
[14] Забелин И.Е. Указ. соч. С. 276-277.
[15] Ольховский В.С. Погребально-поминальная обрядность населения степной Скифии (VII-III вв. до н.э.). М., 1991. С.106-107.
[16] Мозолевский Б.Н., Полин С.В. Указ. соч. С. 127, 170, 176. Рис. 104, 4-7; 162, 2; Бидзиля В.И., Полин С.В. Указ. соч. С. 376, 396, 438, 445-446. Рис. 496, 540, 621-622, 643-644; Ромашко В.А., Скорый С.А. Близнец-2: скифский аристократический курган в Днепровском правобережном Надпорожье. Днепропетровск, 2009. С. 191. Рис. 10, 2; Полин С.В. Скифский Золотобалковский курганный могильник V-IV вв. до н.э. на Херсонщине. К., 2014. С. 27-28. Рис. 11, 1, 10; Кубышев А.И., Бессонова С.С., Ковалев Н.В. Братолюбовский курган. К., 2009. С. 110-112. Рис. 22, 1.
[17] Забелин И.Е. Указ. соч. С. 272.
[18] Забелин И.Е. Указ. соч. С. 265, 277.
[19] Ольховский В.С. Указ. соч. С. 30; Мозолевский Б.Н., Полин С.В. Указ. соч. С. 155, 162-163, 180; Ромашко В.А., Скорый С.А. Указ. соч. С. 75, 192. Рис. 11; Бидзиля В.И., Полин С.В. Указ. соч. С. 80, 142, 149; Полин С.В. Указ. соч. С. 118. Рис. 67; Бессонова С.С. О скифских повозках // Древности степной Скифии / Под ред. А.И. Тереножкина, Б.Н. Мозолевского, Е.В. Черненко. К., 1982. С. 106; Фиалко Е.Е. Погребальный комплекс кургана Огуз // Древности скифов / Под ред. Е.В. Черненко, В.Ю. Мурзина, С.А. Скорого. К., 1994. С. 133-134.
[20] Бидзиля В.И., Полин С.В. Указ. соч. С. 267, 271-272, 310. Рис. 397, 404, 435.
[21] Древности Геродотовой Скифии. Т. 2. СПб., 1872. С. 91.
[22] Алексеев А.Ю., Мурзин В.Ю., Ролле Р. Указ. соч. С. 222. Кат. 181. С. 258. Кат. 232.
[23] Подобные приспособления (но другой конструкции) – так называемые «ледоходные шипы» – широко известны в древнерусских памятниках с IX-X вв. Ср.: Кирпичников А.Н. Снаряжение всадника и верхового коня на Руси IX-XIII вв. // Археология СССР. Свод археологических источников. Вып. Е1-36. М.-Л., 1973. С. 147-151. Рис. 47.
(c) 2017 Исторические Исследования
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.
ISSN: 2410-4671 Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-55611 от 9 октября 2013 г. |