Идеологические основы Боливарианского альянса. Кубинский аспект
В эпоху формирующейся многополярности особую остроту приобретает вопрос глобализации и способов ее осуществления. Наиболее распространенным вариантом глобальной и региональной интеграций является рыночный вариант, при котором государства проводят политику, направленную на максимально возможное развитие рыночного механизма «вглубь» и «вширь». На подобных принципах основываются такие региональные объединения, как НАФТА, МЕРКОСУР, Тихоокеанский альянс.
Региональный интеграционный блок АЛБА ключевым образом отличается от подобных проектов. В его основе лежит принципиально иная идеология, предполагающая другие цели, ценности и принципы, нежели основанные на свободном рыночном обмене и праве частной собственности на средства производства. Идеологическая, ценностная структура блока, уходящего корнями во времена Боливара и Марти, свое практическое воплощение получила в деятельности революционного кубинского государства. Именно Куба, прежде всего, в лице национального лидера Ф. Кастро, заложила концептуальные основы альтернативной интеграции, призванной способствовать улучшению уровня жизни не узкого слоя национальных и транснациональных элит, а широких народных масс. Несопоставимый уровень экономического потенциала и политического влияния небольшого островного государства в регионе и мире делает исследование социальных ценностей Кубы и их преломления в интеграционных процессах чрезвычайно актуальным.
Проблема перспектив и вызовов глобализации затрагивалась Ф. Кастро неоднократно. Однако потребовались определенные изменения в расстановке политических сил в регионе, чтобы эти идеи получили свое практическое воплощение. 2 февраля 1999 года новоизбранный президент Венесуэлы У. Чавес принял присягу. На следующий день Ф. Кастро выступил перед студентами Центрального университета Венесуэлы в Каракасе по случаю 40-й годовщины кубинской революции. В своей речи кубинский лидер подробно остановился на необходимости объединить усилия всего региона, чтобы ускорить создание интеграционного блока в рамках ЛКА. Он подчеркнул, что в условиях неизбежности глобализации проблемой является выбор конкретной формы ее воплощения. По его мнению, пассивное принятие существующей неолиберальной формы глобализации привело страны региона к катастрофическим последствиям: «Суммируя, могу сказать, что неолиберальная глобализация стремится превратить все страны, особенно наши, в частную собственность»[1].
С точки зрения Ф. Кастро, рыночный характер глобализации и интеграции имеет ряд существенных недостатков. Во-первых, т.к. в основе рыночного механизма лежит институт частной собственности, то выгоду от повышения экономической эффективности получают представители национальных и транснациональных элит, а не массы. Во-вторых, в условиях рыночной интеграции ключевое значение имеет стартовый уровень экономического развития стран. В случае несопоставимого экономического потенциала все выгоды от интеграции получит более развитая страна, в то время как на долю менее развитой выпадает роль поставщика сырьевых ресурсов и рабочей силы. В-третьих, складывающийся характер отношений воссоздает колониальный тип взаимодействия, между промышленно развитыми странами «центра» и развивающимися странами «периферии». Для борьбы с неоколониализмом и империализмом требуется пересмотреть характер механизмов интеграции и глобализации. Таким образом, сама по себе глобализация является закономерным процессом развития производительных сил и всемирного разделения труда, проблемой же является ее рыночный характер[2].
Именно Куба с ее многолетним опытом социалистических преобразований стала идеологическим лидером альтернативного интеграционного проекта, в основу которого легли кубинские ценности. В чем же суть этого идеологического концепта? Во-первых, стандартные интеграционные проекты основываются на незыблемом праве частной собственности на средства производства. Целью интеграции провозглашается развитие рыночного механизма «вширь» и «вглубь», что должно гарантировать увеличение экономической эффективности посредством использования таких механизмов, как конкуренция, свободное предпринимательство и свободное ценообразование. Американский интеграционный проект ALCA предполагал создание глобальной зоны свободной торговли, основывался именно на подобных принципах. Цель рыночной интеграции состоит в увеличении прибыли частных компаний за счет минимизации издержек и максимизации прибыли. Социальные и культурные аспекты такой интеграции выносятся за скобки. Считается, что само по себе увеличение эффективности производства способно решить социальные и иные проблемы. Для обеспечения деятельности рынка с целью защиты права частной собственности необходимо либерально-демократическое государство. В соответствии с рыночными принципами как в политической сфере, так и в экономической происходит конкурентная борьба элит. Участие масс сводится к поддержке тех или иных представителей истеблишмента во время электорального цикла.
В соответствии с основополагающими принципами АЛБА главная цель интеграции – это не развитие рыночного механизма и обеспечение максимизации прибыли, а удовлетворение базовых потребностей народов, которые выступают главными бенефициарами подобного типа интеграции. В отличие от рыночных, кубинская интеграционная модель использует иные средства и механизмы, вовлекая в интеграционный процесс широкие слои населения. К числу подобных средств относятся: вместо частной собственности – коллективная, вместо конкуренции – сотрудничество, вместо свободного предпринимательства – государственное ограничение деятельности национального и транснационального бизнеса, вместо максимизации прибыли – безвозмездная солидарная помощь, вместо подчинения национальных интересов и норм транснациональному капиталу – защита национального суверенитета, что исключает вмешательство во внутренние дела и заключение неравноправных договоров[3].
Для обеспечения процесса интеграции народов необходимо иное политическое устройство общества, иные принципы взаимодействия общества и государства, а также иное государственное устройство. Государство должно контролировать стратегические национальные ресурсы страны, гарантировать справедливое распределение производимых благ, а также обеспечивать национальный суверенитет и безопасность. В отличие от либерально-демократического государства, в котором политический процесс представляет собой конкуренцию элит в борьбе за доступ к экономическим и властным ресурсам, социалистическое государство предполагает реальное участие масс в решении политических вопросов.
Таким образом, идеологической основой Боливарианского альянса стали «экстраполированные» кубинские ценности во всех сферах общественной жизни. Именно глубоко гуманистический подход к проблеме интеграции является наиболее важным вкладом Кубы в решение проблем, стоящих перед всем мировым сообществом. Несмотря на трудности, с которыми сталкивается альянс в настоящее время, его идеологическая основа остается привлекательной альтернативой неолиберальному, рыночному пути интеграции, что позволяет говорить о том, что кубинский подход не утратит своей актуальности и в долгосрочной перспективе.
Приложение
Таблица 1. Сравнительная характеристика неолиберальной и социалистической интеграций[4]
Сферы общественной жизни |
Неолиберальная интеграция |
Социалистическая интеграция |
Экономическая |
Частная собственность на средства производства. Рынок служит универсальным механизмом, способствующим удовлетворению потребностей человека выполняя информационную, посредническую, ценообразующую, регулирующую и стимулирующую функции. Цель: максимальное повышение рентабельности производства (максимизация прибыли, минимизация издержек) путем устранения барьеров на пути развития рынка. |
Коллективная собственность на стратегические средства производства (сырье и орудия труда). Государство контролирует производство. Критерий эффективности – не повышение рентабельности производства, а обеспечение максимально широкого доступа для удовлетворения базовых потребностей. Цель: включение широких слоев общества в экономические процессы, удовлетворение базовых потребностей. |
Политическая |
Либерально-демократическое государство. Гарантирует интересы собственников. Цель: защита института частной собственности, создание «правил игры», способствующих максимальному облегчению трансграничных потоков товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. |
Социалистическое-демократическое государство. Гарантирует защиту интересов подавляющего большинства населения. Цель: максимальное включение общества в управление государством. Развитие партисипативной демократии.
|
Социальная |
Общество потребления Рыночные механизмы задействованы в социальной сфере. Взаимодействия людей в обществе сводятся к взаимодействию рациональных потребителей, стремящихся к увеличению прибыли. Поощряется конкуренция, индивидуализм. |
Социалистическое общество. В центре общественных отношений – люди труда, занимающиеся общественно полезной деятельностью. Поощряется сотрудничество, коллективизм.
|
Духовная |
Индивидуализм и культура потребления. Свобода как возможность развития индивида, независимого от общества и государства. Цель: достижение счастья путем постоянного увеличения уровня благосостояния, независимости от общества и государства. |
Гуманистическая культура. Свобода как реализация внутреннего потенциала человека в общественной деятельности. Цель: достижение счастья в причастности к общественной деятельности, раскрытие внутреннего потенциала. |
Таблица 2. Сравнительная характеристика соглашений ALCA и АЛБА[5]
Соглашение ALCA |
Соглашение АЛБА |
|
Цель |
Улучшение качества жизни при помощи либерализации торговли и экономической интеграции. Снижение барьеров для прямых иностранных инвестиций (ПИИ). |
Борьба с социальной исключенностью и обеспечение автономии Латинской Америки. Избирательное снижение барьеров в торговле и инвестициях в сфере передачи технологий и развития прав человека. |
Сельскохозяйственная политика |
Отмена сельскохозяйственных субсидий и тарифов для улучшения рынка. |
Приоритет обеспечения продовольственной безопасности. |
Интеллектуальная собственность |
Защита прав интеллектуальной собственности. |
Защита прав интеллектуальной собственности. |
Доступ к рынкам |
Отмена тарифов для расширения торговли. |
Защитные тарифы и иные механизмы для развития и защиты национального с/х и индустрии. |
Государственные закупки |
Открытый рынок государственных тендеров. |
Приоритет национальных компаний при проведении тендеров. |
Разрешение конфликтов |
Международное посредничество и арбитраж в разрешении конфликтов. |
Использование национального законодательства при разрешении частных конфликтов, непризнание международных прав интернациональных компаний. |
[1] http://www.cuba.cu/gobierno/discursos/1999/esp/f030299e.html
[2] Ibidem.
[3] Bagley B. M., Defort M. Decline of the U.S. Hegemony?: A Challenge of ALBA and a New Latin American Integration of the Twenty-First Century (Security in the Americas in the Twenty-First Century). USA, 2015.
[4] Разработано автором
[5] Joel D. Hirst What is the Bolivarian Alternative to the Americas and What Does It Do? http://www.americasquarterly.org/HIRST/ARTICLE
(c) 2018 Исторические Исследования
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.
ISSN: 2410-4671 Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-55611 от 9 октября 2013 г. |