Бородаев В.А., Леонов Н.С., Лепешкин А.А. Рауль Кастро: "Меня избрали для того, чтобы я защищал дело социализма". 2008-2017 – М.: МАКС Пресс, 2017.
В январе 2019 года Кубинской революции исполнится 60 лет. С самого начала кубинские революционеры находились в поиске той модели, которая бы отвечала современным вызовам истории и национальной специфике страны. Формула была провозглашена историческим лидером Кубинской революции Фиделем Кастро 16 апреля 1961 года – «это социалистическая, демократическая революция обездоленных, совершенная обездоленными и для обездоленных»[1]. Кубинский социализм прошел в своем развитии несколько этапов, но страна до сегодняшнего дня остается верной своим идеалам и продолжает отстаивать их в необычайно трудных условиях. Характерно также, что Куба не копировала чужие образцы развития, что создаваемая модель является чисто кубинской и учитывает специфические особенности страны и народа[2].
В начале 2008 г. Фидель Кастро обратился к Национальной Ассамблее народной власти с просьбой освободить его от обязанностей главы государства и руководителя правительства в связи с тяжелой болезнью, а 24 февраля 2008 г. Рауль Кастро был единогласно избран Национальной ассамблеей народной власти на пост Председателя Государственного совета Кубы[3] и официально вступил в должность главы государства и правительства. Хотя де-факто он принял эстафетную палочку от своего брата и боевого соратника еще с лета 2006 года, когда лидер кубинской революции передал ему значительную часть своих полномочий. С приходом на первые посты в государстве и партии Рауля Кастро начался современный этап кубинского социализма, ведь именно он стал инициатором реформ на Острове Свободы. Оценивая социально-экономические и политические перемены, ведущий научный сотрудник ИЛА РАН Э.С. Дабагян назвал их «второй революцией, логическим продолжением и углублением перемен, снявших серьезные препятствия на пути дальнейшего продвижения к социализму»[4].
Рауль всегда был рядом с Фиделем – во время штурма казарм «Монкада» в 1953 г., высадки с «Гранмы» в 1956 г., последующей повстанческой борьбы в горах Сьерра-Маэстры и долгих лет совместной работы. Он был вторым лицом в государстве и партии, «был бессменным дублером Фиделя на всех партийных и государственных постах»[5]: они около полувека занимали посты первого и второго секретаря ЦК КП Кубы, председателя и первого заместителя председателя Госсовета республики, премьер-министра и первого заместителя премьер-министра, верховного главнокомандующего и министра обороны[6]. Таким образом, правящая компартия, административно-управленческие структуры государственного аппарата, силовые структуры и др. на протяжении многих лет были подчинены братьям Кастро, что и обеспечивало стабильность в управлении страной.
Данная книга посвящена даже не столько видному государственному деятелю современности, а скорее сегодняшней Кубе, современному этапу развития кубинского общества, его проблемам и сложным процессам перемен, социально-экономических реформ, которые сегодня на глазах всего мира происходят на Острове Свободы. Написана она известными отечественными исследователями Кубы: д.и.н., профессором кафедры новой и новейшей истории исторического факультета МГУ В.А. Бородаевым, д.и.н., профессором МГИМО(У) МИД России Н.С. Леоновым, а также аспирантом кафедры новой и новейшей истории исторического факультета МГУ А.А. Лепешкиным. Большие симпатии авторов к кубинскому народу и выбранному им пути развития, а также лично к Раулю Кастро не вызывают сомнений.
В книге использованы личные воспоминания одного из авторов книги – легендарного советского разведчика, генерал-лейтенанта Службы внешней разведки в отставке, талантливого ученого и писателя Николая Сергеевича Леонова, ставшего очевидцем важнейших событий, произошедших на Кубе в 2015‑2016 гг. Кроме того, в далеком 1953 г. Н.С. Леонов, еще будучи молодым студентом, волей случая познакомился с нынешним главой Госсовета и Совета министров на корабле, который плыл из Европы в Латинскую Америку. Это знакомство ознаменовало начало дружбы, которая длится до сегодняшнего дня.
Перу Николая Сергеевича принадлежит целый ряд произведений на исторические и политические темы. Чуть ранее в 2015 г. в серии «Жизнь замечательных людей» в свет вышла биография Рауля Кастро, рассказывающая о личной истории кубинского лидера, начиная с его детских лет в Биране и до настоящего времени[7]. В 1998 году в соавторстве с В.А. Бородаевым была опубликована политическая биография лидера Кубинской революции Фиделя Кастро[8].
Встречи и беседы Н.С. Леонова с прямыми участниками процесса «строительства новой социально-экономической модели» значительно обогатили содержание книги. Имея возможность присутствовать в качестве гостя на первом и заключительном пленарных заседаниях VII съезда КП Кубы, автор приводит любопытные наблюдения о членах партии, произошедших за последнее время изменениях в их рядах, описывает реакцию на появление Фиделя Кастро на заключительном заседании съезда и его выступление, которое было расценено как прощание исторического лидера страны с партией.
Авторы не ставят своей целью описание и анализ предыстории современного этапа кубинского социализма, но поскольку многие нынешние проблемы страны органически связаны с событиями ее недавнего прошлого, то возникает необходимость осветить основные вехи реформирования кубинского социалистического общества, его экономической и политической систем. Потому как без учета опыта тех периодов, из которых непосредственно вырос современный этап, понять сегодняшнюю актуализацию кубинского социализма практически невозможно.
В результате кризиса евросоветской модели 1980-х гг. Куба испытала на себе, по выражению Ф. Кастро, «двойную блокаду» – к экономической блокаде острова со стороны США добавился разрыв политических и экономических отношений с бывшими партнерами по СЭВ и в первую очередь с СССР. Новый этап в развитии страны получил название «особый период в мирное время», его концепция – это попытка поиска новой модели выживания в изменяющемся мире и новой политики, непосредственно направленной на мобилизацию внутренних резервов и адаптацию политического и особенно хозяйственного механизма страны к резко ухудшившимся внешним условиям. С «особым периодом» напрямую связано понятие «ректификации», т.е. «очищения» социализма от чуждых ему явлений, негативных тенденций и допущенных ошибок. Начало этого периода означало признание кризиса не только внешнего, но и внутреннего, вызванного ухудшением хозяйственной ситуации на Кубе. Ректификация характеризовалась чисткой государственного аппарата, усилением борьбы с коррупцией и наказаний за расхищение государственной собственности, и была направлена на упрочение устоев социалистического общества, на защиту достижений революции.
Начало преобразованиям было положено в 1992 г. решениями IV съезда Коммунистической партии Кубы и принятием новой редакции Конституции. Этот процесс занял практически все последнее десятилетие XX в. и первые годы XXI в. Важную роль в решении этих задач в силу своего центрального положения в обществе призвана была сыграть Компартия Кубы, идеология которой основывается на идеях национального героя Кубы, Апостола Отечества, Хосе Марти[9] и марксизме-ленинизме.
Куба смогла преодолеть трудности после распада советского блока, но сегодня перед Раулем Кастро вновь встала задача разработки теории и практики строительства социально-экономической модели устойчивого социалистического развития.
В качестве источников для написания данной работы был задействован ряд важнейших документов, носящих стратегический характер и определяющих судьбу Кубы на ближайшие десятилетия, как например «Концепция кубинской социалистической социально-экономической модели», «Национальный план экономического и социального развития до 2030 г. Предложение об облике нации, стратегические направления и сектора развития» и «Работа Партии по реализации задач, утвержденных на Первой Национальной партийной конференции в 2012 г.», обсужденные и принятые на VII съезде Коммунистической партии Кубы.
Хотя надо заметить, что уже VI съезд Компартии Кубы, прошедший в 2011 г. и приуроченный к 50-летию победы на Плайя-Хирон и провозглашения социалистического характера Кубинской революции, был нацелен на решение фундаментальных вопросов о дальнейшей судьбе страны, выработку социально-экономической политики партии и правительства. Авторы книги, как и многие другие исследователи истории Кубы, сходятся во мнении о значимости этого съезда для страны, т.к. именно он «положил начало системному процессу актуализации кубинской модели социализма, обозначил принципиально новый этап развития страны, затронув проблемы всех сфер жизни общества и поднял вопросы, долгое время в условиях особого периода остававшиеся в «замороженном» состоянии»[10].
Однако особое внимание авторы уделяют наиважнейшему для современного и будущего развития республики VII съезду Компартии Кубы, который прошел в апреле 2016 г., подвел итог предшествующему периоду деятельности исторического руководства, обозначил общие программные установки Кубинской революции, наметил дальнейшую эволюцию процесса актуализации кубинского социализма на многие годы вперед и стал по-настоящему историческим.
Кубинское руководство на VI и VII съездах КП Кубы выработало основы курса на осуществление «переналадки» сложившейся в предшествующие пять десятилетий социалистической модели. Стержнем «кубинского НЭПа» стали адаптированные к современным историческим вызовам социалистические социально-экономические преобразования и совершенствование сложившейся политической системы.
Говоря о современной политической системе в стране, стоит отметить, что Куба переживает непростое переходное время смены поколений. Исторические руководители Кубинской революции, так называемое поколение Сьерры, постепенно уступает место новым лидерам, родившимся и сформировавшимся уже после победы революции. Сейчас в качестве наиболее вероятного приемника Р. Кастро на посту Председателя Государственного Совета Кубы называют кандидатуру 57-летнего Мигеля Диас-Канель Бермудеса, бывшего первого секретаря провинциального комитета партии, ставшего первым заместителем Кастро по руководству Государственным советом и Советом министров. Стоит отметить также, что согласно последним изменениям на Кубе был введен принцип абсолютной сменяемости руководителей на высших государственных должностях – время пребывания руководящих кадров на любом выборном посту в партии или государстве ограничено двумя пятилетними сроками. Кроме того, установлены предельные возрастные границы для занятия тех или иных постов.
Материалы последних двух съездов и прошедшей в промежутке между ними конференции свидетельствуют, что преобразования в политической области имеют место, но исключительно в рамках передачи власти новому поколению, внесения изменений в Конституцию, касающихся сроков пребывания лиц на высших партийных и государственных постах, а также введения возрастных ограничений для пребывания на руководящих должностях. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в стране предпринимается общее совершенствование нынешней системы социалистической демократии.
Также документы VI и VII съездов КП Кубы определяют процесс актуализации кубинской экономической модели как одно из самых главных направлений развития социализма на Кубе. На данный момент в результате экономических реформ в стране сформировался своеобразный экономический дуализм в связи с появлением двух секторов экономики. Помимо государственного социалистического уклада, который по-прежнему занимает главенствующее место в жизни Кубы[11] и является «реальной основой силы нации»[12], крупного кооперативного сектора и смешанных предприятий с иностранным капиталом в настоящее время значительное место занимает мелкое товарное производство и частнохозяйственный капитал, использующий элементы рыночных методов хозяйствования.
Разрешение частного капитала на Кубе стало непростым решением и вызвало большие споры. Решение это было во многом вынужденное и связанное с необходимостью оживления производства и торговли при сохраняющейся экономической блокаде. Такие изменения призваны помочь решить проблему занятости, насытить внутренний рынок товарами и услугами, дать государству в виде налоговых отчислений средства для накопления и финансирования модернизации страны. Кроме того, необходимость структурной перестройки экономики была обусловлена зависимостью от колебаний мирового рынка на кубинские сырьевые товары и от цен на импортируемую продукцию. Куба как развивающаяся страна, основу экспорта которой составляют сырьевые товары, сильно зависит от конъюнктуры мирового рынка, а прежние методы управления народным хозяйством страны во многом исчерпали себя.
Однако формирование новой социально-экономической модели не означает отступления от первоначальных социальных установок Кубинской революции. На этот счет в «Концепции» говорится: «Система планового руководства экономикой учитывает наличие рыночных отношений, но она регулирует действие рыночных механизмов и ограничивает их пределы таким образом, чтобы они не стали доминирующими в новой социально-экономической модели»[13]. Таким образом, речь идет не о возврате к капитализму, а о совершенствовании механизма социалистического планирования и управления, его адаптации к меняющимся условиям. Как считают авторы данной книги, «в настоящее время речь идет об исправлении недостатков социалистического планирования, многие из которых были заимствованы из позднесоветской застойной действительности»[14]. Выступая в парламенте 24 февраля 2008 г. Р. Кастро заявил: «Вы избрали меня председателем Госсовета не для того, чтобы реставрировать капитализм на Кубе, не для того, чтобы предать революцию. Я избран, чтобы защищать, укреплять и совершенствовать социализм»[15].
Авторы коллективной монографии стремились показать наиболее интересные и малознакомые факты, проблемы, с которыми столкнулась страна после особого периода, а также попытались показать на примере сельского хозяйства, как воплощаются в жизнь планы актуализации социализма на Кубе на современном этапе ее развития.
Отставание сельского хозяйства – одна из очевидных структурных диспропорций в кубинской экономике. В настоящее время сельскохозяйственный сектор является убыточным и финансируется за счет доходов, получаемых другими отраслями экономики. В силу особой важности данного сюжета аграрной проблеме в книге посвящена отдельная глава, где данный вопрос рассмотрен более конкретно и детально. Основные задачи, которые ставили перед собой авторы – отметить достижения этой отрасли народного хозяйства, а также определить сложности и выяснить ее реальные проблемы, главной их которых является обеспечение продовольственной безопасности, т.е. преодоление недостатка продуктов питания и напрямую вытекающая отсюда проблема высоких цен на товары сельского хозяйства, порой недоступные для значительного числа граждан. Особо подчеркивается тот факт, что модернизация сельского хозяйства Кубы началась не сегодня, ее основы были заложены революцией и всем процессом социалистического строительства[16].
Проблема национальной валюты затрагивает в первую очередь экономику и финансы, но ситуация с песо очень серьезно влияет и на социальную сферу. Хождение двойной валюты на Кубе берет начало в 1990-х гг., когда Куба потеряла своих традиционных экономических партнеров и вынуждена была выстраивать свою экономику ввиду новых внешне- и внутриполитических реалий[17]. В 1994 г. был введен в оборот так называемый конвертируемый кубинский песо (CUC), приравненный к доллару, который был призван стать своеобразной заменой доллара. В данный момент правительство Кубы продолжает вести подготовительную работу по унификации денежной системы и ликвидации параллельного денежного обращения, которое отрицательно сказывается на стимулах труда. Для устранения проблемы низкой производительности труда правительством также было объявлено о снятии ограничения на рост заработной платы.
Говоря о проблемах социальной сферы на Кубе, авторы также не обходят стороной вопрос о карточной системе, которая с начала 1960-х гг. является одной из форм социальных льгот. «Либрета», призванная обеспечить население минимально необходимыми продуктами, в современных условиях представляется авторам коллективной монографии анахронизмом. С одной стороны, карточная система в условиях дефицита бюджетных средств обеспечивает общедоступность продуктов питания и позволяет избежать массового голода, с другой – ограничивает индивидуальное потребление. По некоторым оценкам, государство тратит на субсидирование транспорта и продуктов, выдаваемых по карточкам, примерно 350 млн дол. ежегодно – сумму, которая в условиях экономического кризиса становится непосильной.
Помимо проблем, присущих социальной сфере Кубы, стоит упомянуть и об изменениях, коснувшихся системы распределения и потребления - население Кубы с недавних пор получили неограниченное право проживать в международных гостиницах, рассчитанных ранее на иностранцев и туристов, получать небольшие кредиты и покупать в рассрочку товары массового потребления[18], было разрешено заменять старые бытовые приборы на новые, закупаемые в Китае, а также были сняты жесткие ограничения на пользование мобильной связью и интернетом.
В книге упоминается и о крупных социальных завоеваниях Кубинской революции, одним из которых является созданная в стране система высококачественного и бесплатного начального, среднего и высшего образования. Огромных успехов страна достигла в сфере биофармацевтики, а кубинская медицина добилась международного признания. Многие исследователи (даже те, кто в целом негативно оценивают кубинский социализм и все, что с этим связано) сходятся во мнении, что сегодня Куба – это страна с высокой системой образования и одной из лучших в мире систем здравоохранения, эти две сферы по-прежнему остаются одним из главных предметов гордости кубинцев.
Несмотря на то, что Кубе удалось значительно диверсифицировать свою экономику за последнее время, привлечение иностранных инвестиций по-прежнему остается одной из приоритетных задач развития национальной экономики. Важным шагом на пути перемен явился принятый в 2011 г. по инициативе Р. Кастро Закон об иностранных инвестициях и о специальной зоне развития Мариэль, где создаются выгодные условия для зарубежных вкладчиков. Кроме того, Куба выполняет обязательства, взятые в ходе реструктуризации долгов перед иностранными кредиторами[19], поэтому в последние годы усиливается тенденция к прогрессивному восстановлению международной кредитоспособности кубинской экономики, активному привлечению в страну иностранных государственных и частных инвестиций, а также развитию международных партнерских связей.
Наиболее приоритетным направлением сотрудничества на мировой арене для Кубы являются страны Латинской Америки. Особенно отчетливо эта тенденция проявилась в условиях начавшегося в регионе на рубеже нового тысячелетия «левого поворота», способствовавшего установлению более тесных экономических и политических связей Кубы с рядом стран региона. Особый характер политического и делового сотрудничества сложился у Кубы с Венесуэлой, которую в 1999 г. возглавил Уго Чавес. В 2000 г. было заключено Комплексное соглашение о сотрудничестве, положившее начало кардинальному повороту в сторону налаживания самых тесных двусторонних связей во всех сферах. Стоит отметить, что именно подписание экономических соглашений с Венесуэлой сыграло важную роль в экономическом росте на Кубе.
Еще большей кооперации двух государств способствовали их активные усилия в укреплении латиноамериканских интеграционных процессов. Пожалуй, самый яркой иллюстрацией данного тезиса является то, что в 2004 г. Фидель Кастро и Уго Чавес подписали Совместную декларацию о реализации Боливарианской альтернативы для Америк (АЛБА) – интеграционного проекта, «основанного на принципах кооперации, солидарности и дополняемости»[20], членами которого помимо Венесуэлы и Кубы стали Боливия, Эквадор, Гондурас, Никарагуа, Доминика, Сент-Винсент и Гренадины, Антигуа и Барбуда (с 2009 г. блок стал называться «Боливарианский Альянс»). Появившись на волне «левого дрейфа» и альтерглобалистского движения, АЛБА стала олицетворением политики в защиту национального суверенитета, социальной справедливости, латиноамериканского единства, протеста против давления США и альтернативного пути развития, проводимой нынешним руководством Кубы[21].
Геополитическая уязвимость острова и экономические трудности заставляют кубинское руководство проводить так называемую дипломатию «по всем азимутам»[22], т.е. предпринимать максимальные усилия для диверсификации своих внешнеэкономических и политических связей, предпочитая осуществлять взаимовыгодные отношения со всеми, кто готов с ним сотрудничать[23].
Так, можно отметить, что в последнее время наряду с латиноамериканским вектором Куба усиливает связи с Китайской Народной Республикой. В результате быстрого роста кубино-китайских торгово-экономических связей этот крупный актор мировой политики стал вторым после Венесуэлы экономическим партнером Гаваны.
В последнее время также усиливается российский вектор кубинской международной политики – предпринимаются усилия для реанимации и развития многосторонних связей с Россией, что можно расценивать как свидетельство того, что имевший место в 90-е годы кризис в российско-кубинских отношениях во многом преодолен, а уровень доверия восстановлен. В последние годы наметились контуры расширения российско-кубинского сотрудничества, однако, как считают аналитики, они вряд ли смогут вернуться к объемам времен СССР[24].
Период 2011-2016 годов отмечен большой активностью Кубы на международной арене, принесшей стране значимые положительные результаты – в первую очередь нормализацию отношений с Европейским союзом и восстановление дипломатических отношений с США. Последнее, несмотря на сохранение эмбарго, стало стимулом для развертывания переговорного процесса не только с американскими предпринимательскими кругами, но и с заинтересованными в инвестициях в кубинскую экономику странами Европы и Азии.
В декабре 2014 г. Куба и США объявили о решении восстановить дипломатические отношения, а позднее, в апреле 2015 г. на саммите Америк состоялась историческая встреча Рауля Кастро и Барака Обамы, что было воспринято мировой общественностью как первый шаг на пути нормализации кубино-американских отношений. Восстановление дипломатических отношений между Кубой и США способствовало смягчению напряженности в отношениях двух стран. Однако с приходов в Белый дом правого республиканца Дональда Трампа ситуация в отношениях двух стран снова ухудшилась. Как считают авторы коллективной монографии, смена американской администрации не позволяет ожидать в ближайшее время дальнейшего прогресса в развитии отношений Кубы с северным соседом.
Куба по-прежнему остается социалистическим государством, но ее руководство признает ошибки прежнего режима и официально объявляет о так называемой «переналадке системы». В сущности, данное явление пока не изменяет основ конституционного строя государства, но затрагивает все сферы жизни кубинского общества, что представляет интерес для изучения современного состояния, политического анализа и прогнозирования сценариев, по которым может развиваться Куба в ближайшем будущем.
Книга, несомненно, будет интересна не только специалистам, но и широкому кругу читателей, интересующихся мировой историей и политикой, не равнодушных к Кубе, с уважением относящихся к Раулю Кастро и следящих за происходящими под его руководством социально-экономическими и политическими процессами в стране.
[1] Фидель Кастро. Избранные произведения 1952-1986 гг. М., 1986. С. 82. (Цит. по: Бородаев В.А., Леонов Н.С., Лепешкин А.А. Рауль Кастро: «Меня избрали для того, чтобы я защищал дело социализма». 2008-2017. М., 2017. С. 8.)
[2] Торшин М.П., Шабрин В.В. К истории становления и развития новой Кубы // Латинская Америка, 2015, №10. С. 100.
[3] В 2013 году он был вновь переизбран на данную должность.
[4] Дабагян Э.С. Ипостаси Рауля Кастро // Латинская Америка, 2016, №6. С. 29.
[5] Бородаев В.А., Леонов Н.С., Лепешкин А.А. Указ соч. С. 32.
[6] В течение 47 лет Р. Кастро занимал должность министра обороны, успешно руководил кубинскими Революционными вооруженными силами.
[7] Леонов Н.С. Рауль Кастро. М.: Молодая гвардия. 2015.
[8] Леонов Н.С., Бородаев В.А. Фидель Кастро. Политическая биография. – М.: Терра-Книжный клуб, 1998.
[9] Именно Х. Марти, создавший в 1892 г. первую национально-патриотическую организацию «Партия кубинской революции», завещал в качестве фундамента победы иметь именно одну партию.
[10] Бородаев В.А., Леонов Н.С., Лепешкин А.А. Указ соч. С.55.
[11] Социалистический государственный сектор является главным производителем материальных благ и источником общественного богатства, так как формирует 90% государственного бюджета страны.
[12] Роке Гарсия К. VII Съезд Коммунистической партии Кубы. Перспективы социально-экономического развития в ближайшие годы // Латиноамериканский исторический альманах. Институт всеобщей истории РАН, М., 2016, Т. 17. С. 262.
[13] Бородаев В.А., Леонов Н.С., Лепешкин А.А. Указ соч. С. 100.
[14] Там же. С.189.
[15] Леонов Н.С. Рауль Кастро. М.: Молодая гвардия. 2015. С. 191.
[16] Бородаев В.А., Леонов Н.С., Лепешкин А.А. Указ соч. С.149.
[17] В 1993 г. правительство узаконило хождение доллара в стране, подобная ситуация «частичной долларизации» была характерна не только для Кубы, но и для других латиноамериканских стран.
[18] В свободной продаже появились компьютеры, бытовая и видеотехника.
[19] В 2014-2015 гг. на Кубе была проведена реструктуризация внешнего долга.
[20] Бородаев В.А., Леонов Н.С., Лепешкин А.А. Указ соч. С. 222.
[21] Бородаев В.А., Рябова Е.И. Куба – верный друг России // Этносоциум и межнациональная культура. М.: Этносоциум, 2015, №5(83). С. 163.
[22] Куба: новый этап адаптации. М.: ИЛА РАН, 2011. С. 61.
[23] Хейфец В.Л., Хейфец Л.С. Традиции и новые вызовы во внешней политике Кубы в XXI веке // Актуальные проблемы экономики и управления. Спб., 2014, №1(1). С. 129.
[24] Там же. С. 121.
(c) 2018 Исторические Исследования
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.
ISSN: 2410-4671 Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-55611 от 9 октября 2013 г. |