Завоевание Америки европейцами: контакт культур или первоначальное накопление капитала?
Завоевание Америки европейцами: контакт культур или первоначальное накопление капитала?

Бесспорно, прошедшие 170 лет после публикации «Манифеста коммунистической партии» (1848 г.) продемонстрировали, что идеи, провозглашенные в нем, оказали воздействие на ход мировых процессов в разных сферах общественной жизни, встряхнули и даже перетряхнули прежнее мироустройство. Но, какое отношение идеи, высказанные более полутора веков назад, имеют к современной действительности, и корректно ли их применять для осмысления неких нынешних явлений, в частности, этнологии? Поскольку четверть века назад я пользовался одним из положений Маркса для объяснения процесса и результатов завоевания европейцами Нового Света[1], я решил вновь обратиться к этой теме и посмотреть, не изменились ли мои взгляды под воздействием событий прошедших лет.

Цель первого плавания Христофора Колумба за Атлантику была определена его договором с испанскими королями весьма неопределенно. Колумб, а также его наследники и потомки получали чин Адмирала, и он назначался вице-королем и главным правителем «всех островов и материков, которые он … откроет или приобретет». Речь шла также о товарах, что будут «куплены, обменены, найдены, или приобретены», десятая часть которых отводилась Колумбу, а остальное – испанской короне[2]. Об отношениях с местным населением, с которым предполагалось торговать, не было сказано ничего.

В октябре 1492 г. испанские корабли подошли к одному из нынешних Багамских островов. Дальнейшее плавание вдоль берегов Кубы и Гаити проходило без серьезных столкновений с аборигенами[3]. По записям Колумба в судовом журнале можно судить, как европейские мореходы знакомились с островитянами. Он обращал внимание на внешний вид аборигенов и их характер и отмечал предметы их культуры: лодки, жилища, оружие и др. После двух месяцев плавания по островам Колумб пришел к такому заключению относительно местных обитателей: «… они хороши, чтобы ими повелевать и заставлять их работать, сеять и делать все другое, что будет необходимо, и чтобы они делали города (villas) и научились ходить одетыми и нашим обычаям»[4]. Очевидно, что на первом месте у Колумба стояли намерения подчинить аборигенов и принудить их к труду (на испанцев), а затем – насильственная трансформация их культуры.

Со времени подготовки второго трансатлантического плавания Колумба важная роль в заокеанской политике испанцев стала отводиться распространению католической веры. В булле «Интер цетера» от 4 мая 1493 Папа распоряжался «приступить… к подчинению упомянутых островов и материков, и их жителей и обитателей… и обратить их в католическую веру»[5]. Испанские короли, со своей стороны, повелевали Колумбу (инструкция от 29 мая 1493 г.) всеми способами стремиться к обращению встреченных им людей в католичество[6].

За несколько десятков лет испанского завоевания новых земель и установления господства над местным населением культура последних претерпела заметные изменения. Один из завоевателей Мексики, Б. Диас дель Кастильо, закончивший свою книгу в 1579, кратко изложил то, что было сделано, по его словам, в услужение Господу и императору «нашими славными завоеваниями» - устранены человеческие жертвоприношения, антропофагия, содомия и многоженство. Испанец утверждал: «Мы их сделали добропорядочными и наставили их в святом учении» (Les pusimos en buena policía, y les enseñamos la santa doctrina).

Далее он назвал блага, которые испанцы, полагал он, принесли индейцам. Все были крещены, все исповедуются, а некоторые причащаются. У них есть церкви, в некоторых поселениях, с оргáнами и другими музыкальными инструментами, а также с певчими. В церковные праздники устраивают крестные ходы. Большинство индейцев, по мнению испанского автора, овладели новыми ремеслами. Среди умельцев были названы золотых и серебряных дел мастера, каменщики, художники, ткачи, чесальщики шерсти, шляпники и др. Крестьяне разводили скот, пахали, сеяли пшеницу и делали хлеб, а также выращивали плодовые деревья, привезенные из Испании.

У большинства касиков, продолжал Диас, были лошади с хорошими сбруей и седлами. В некоторых селениях, по праздникам, устраивались турниры, корриды и другие состязания. В Чиапасе (там Диас жил) даже у многих индейцев не касиков были лошади и мулы, которые служили для перевозки грузов. Многие из индейцев были погонщиками вьючных караванов. По словам Диаса, большинство детей знати овладели грамотой, многие умели читать, писать и сочинять церковные гимны.

Органы местного самоуправления в поселениях индейцев были устроены на испанский манер; это были кабильдо (советы) с соответствующим штатом (алькальды, заседатели, писаря и др.[7]

Убедительная картина изменений во всех сферах культуры тех аборигенов, которым удалось пережить испанское завоевание.

***

Когда в 19 в. стала формироваться особая отрасль знания, которая получила название «народоведения» (в разном написании на разных языках), в сферу ее интересов попали и коренные обитатели Америки. Работа исследователей среди ряда аборигенных народов во многих районах Северной Америки дала возможность придти к общим выводам относительно изменений культуры. Для обозначения трансформаций культуры под воздействием внешних причин стал применяться термин acculturation (аккультурация). Слово известно с 80-х гг. ХIХ в., а работы об изменениях культуры у аборигенов Северной Америки под влиянием т. н. контакта с европейцами, где фигурирует термин «аккультурация», появились в конце 1920-х гг. Позже сложилось еще несколько концепций изменения культуры у обитателей Нового Света, как коренных, так и пришлых: «транскультурации» кубинского исследователя Фернандо Ортиса, «культуры завоевания» североамериканца Джордж Фостер, а также «присвоения культуры»[8].

Со временем деятельность европейцев в Америке стала рассматриваться в терминах контакта культур не только специалистами-этнографами, но и политиками, журналистами и т.д. В связи с 500‑летием первого плавания Колумба через Атлантический океан обострились разногласия между теми, кто видел в этом событии начало контакта культур (как правило, это были потомки завоевателей и колонистов), и теми, кто считал, что «открытие» Америки положило начало геноциду аборигенов (преимущественно, индейские организации).

Тогда мне и захотелось рассмотреть результаты появления европейцев в Новом Свете, выйдя за рамки контакта культур. Я вспомнил врезавшееся с университетского семинара по философии, который вел Б.Г. Сафронов, определение Карла Маркса, которое он дал первоначальному накоплению капитала – «отделение производителя от средств производства». По Марксу, основу этого процесса составляла экспроприация земли у сельскохозяйственного производителя[9].

Маркс подробно рассматривал этот вид первоначальное накопление капитала на примере Англии. Что касается Нового Света, то он не подчеркнул важности экспроприации там земель, говоря об открытии золотых и серебряных приисков и искоренении «туземного населения в рудниках»[10]. Более того, он писал о массе земли, которая остается еще «свободной собственностью»[11] (778-779), не заострив внимания на том, что свободной эта земля стала после того, как она «освободилась» от аборигенов.

В результате европейского вторжения во многих местах Нового Света местное население исчезло. Причины этого были разные – гибель при сопротивлении завоевателям, голод от вызванных военными действиями неурожаев, разрушение семейных связей и другие. Сейчас считается, что наиболее важным фактором высокой смертности аборигенов в начальный колониальный период были принесенные европейцами инфекционные заболевания, от которых у местных жителей не было иммунитета. Быстро запустели Большие Антильские острова и многие соседние материковые земли. Обезлюдело также побережье северо-востока Бразилии и тихоокеанское побережье Южной Америки. Значительно уменьшилась численность населения и в областях древних цивилизаций. Что касается Америки к северу от Флориды, колонизация которой началась позже, там абориген под давлением колонистов постоянно вытеснялся, оставляя свои земли. Поэтому, на мой взгляд, результат появления европейцев в Новом Свете можно рассматривать, прежде всего, как первоначальное накопление капитала, когда местный производитель насильственно был отделен от своего средства производства, земли. При этом, на значительных пространствах Америки он исчез вовсе.

***

Конечно, можно (и нужно) рассматривать результаты завоевания Америки европейцами в разных аспектах, в том числе культурных. Есть много явлений культуры, распространившихся по земному шару в результате появления европейцев в другом полушарии.

Несомненно, что именно знакомство с населением Америки вызвало появление обширной литературы, в которой европейские авторы описывали новые земли и их народы. Именно с этим периодом некоторые историки связывают зарождение собственно этнографических методов собирания материалов, называя имя Б. Саагуна. Очевидно также, что знакомство с обитателями Нового Света побудило некоторых европейцев более пристально взглянуть на прошлое европейских народов (Б. де Лас Касас, П. Лафито).

Но, на мой взгляд, именно первоначальное накопление капитала, имевшее место в Новом Свете, когда огромные массивы земель освободились от сотен тысяч и миллионов своих прежних пользователей, было определяющим для последующего развития всех других, в том числе культурных, процессов в Америке и мире.



[1] Александренков Э.Г. Контакт культур или первоначальное накопление капитала? //Америка после Колумба: взаимодействие двух миров. Москва, 1992. С. 113-125.

[2] Путешествия Христофора Колумба /дневники, письма, документы. Москва, 1952. С. 55, 56.

[3] Александренков Э.Г. Обитатели Антильских островов в бортовом журнале первого плавания Колумба //Проблемно-тематическое пространство и теоретические границы современной этнологии. К юбилею доктора исторических наук, профессора Геннадия Евгеньевича Маркова. Сборник научных статей. Труды исторического факультета МГУ 62. Серия II. Исторические исследования 25. Москва, 2013. С. 95-114.

[4] Colón Cr. Diario de navegación. La Habana, 1961. P. 135.

[5] Путешествия... С. 240-243.

[6] Konetzke R. Colección de documentos para la historia de la formación social de Hispanoamérica 1493-1810. Vol. I (1493-1592). Madrid, 1953. P. 1-2.

[7] Díaz del Castillo B. Historia verdadera de la conquista de la Nueva España. La Habana, 1963, t. 2, cap. CLXXIII-CLXXIV.

[8] Александренков Э.Г. Присвоение элементов культуры (на примере колониальной Кубы) //Население Нового Света: проблемы формирования и социокультурного развития. Москва, 1999. С. 143-164.

[9] Маркс К, Энгельс Ф. Сочинения. Издание второе. Т. 23. Москва, 1960. С. 726-728.

[10] Там же. С. 770.

[11] Там же. С. 778-779.





(c) 2018 Исторические Исследования

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.

ISSN: 2410-4671
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-55611 от 9 октября 2013 г.