Интересы католических королей в Новом свете
Интересы католических королей в Новом свете

К концу XV в., когда окончилась Реконкиста, испанская корона была готова к масштабной морской экспансии. В эпоху Великих географических открытий благодаря путешествиям мореплавателя Христофора Колумба испанцы первыми из европейцев начали проникновение в Западное полушарие.

В 1485 г. он прибыл из Португалии в Испанию и добивался разрешения снарядить экспедицию для поиска морского пути в Индию целых семь лет. Выделяются разные причины, которые в конечном итоге убедили католических королей[1] согласиться на условия Колумба: это и опустевшая к моменту окончания Реконкисты казна, и влияние личного духовника королевы Изабеллы, убедившего Их Высочеств устроить аудиенцию, и давние морские традиции Испании как страны с удобными портами, и создание влиятельной группы вокруг Колумба[2], убедившей католических королей согласиться с условиями путешественника: письменное согласие с проектом Колумба было закреплено в знаменитой Капитуляции (Договоре) в Санта-Фе от 17 апреля 1492 г. фразой «Угодно Их Высочествам»[3]. Однако, безусловно, подписывая Договор в Санта-Фе, королевская чета руководствовалась и своими интересами.

В качестве первого интереса католических королей уместно выделить открытие новых земель, и именно, исходя из этого, одну из поставленных Колумбу задач можно определить как поиск и освоение новых территорий:

“…Вы, Колумб, отправляетесь по нашему повелению для открытия и приобретения некоторых островов и материка в море-океане…”[4]

Здесь подчёркивается то, что путешественник отправляется на поиски новых земель, руководствуясь не только собственными представлениями о восточных землях как об источниках богатства, но и как исполнитель воли католических королей. Королевская чета понимала, что если экспедиция Христофора Колумба увенчается успехом, то испанская казна пополнится сказочными богатствами. Тем не менее в момент подписания Договора в Санта-Фе никто ещё не знал, чем закончится первая экспедиция, поэтому, согласно Свидетельству о титуле, Изабелла I и Фердинанд II 30 апреля 1492 г. с лёгким сердцем даровали путешественнику титул вице-короля будущих открытых земель:

“Ваши Высочества назначают дона Колумба своим вице-королём и главным правителем на открытых островах и материках…”[5]

Кроме того, в Свидетельстве о пожаловании титула Христофору Колумбу присутствует официальное дарования ещё одного титула не только самому путешественнику, но и его и потомкам. Более того, в данном документе содержится указание на то, как виделась система управления на потенциальных колониальных владениях Испании:

“Вы будете Адмиралом островов и материка, открытых и приобретённых Вами, титуловать себя дон Христофор Колумб, ваши потомки могут носить имя, титул и звание дона и Адмирала, вице-короля и правителя, вести и разрешать тяжбы и дела уголовные и гражданские. Вы можете карать и наказывать преступников[6].

Изабелла I и Фердинанд II считали новооткрытые земли владениями короны, что вполне соответствовало их интересам и в апреле – мае 1493 года наметили ряд мер, призванных обеспечить полный контроль над этими землями[7]. После того, как в Письме об открытии Индий Христофор Колумб описал богатства открытых земель, природные условия достигнутых территорий, Их Высочества составили инструкцию, в которой содержались королевские указания относительно приобретённых островов. Главное отличие системы управления открытыми землями, о которой речь идёт в данной инструкции, от отражённой в Свидетельстве о пожаловании титула Колумбу от 30 апреля 1492 г. заключается в следующем: в ней описывается система управления уже известными и достигнутыми землями, а на момент пожалования титула ещё никто не знал, чем закончится экспедиция и какие острова удастся открыть. Теперь система управления выглядит следующим образом:

“Адмирал по прибытии должен назначить алькальдов[8] и альгвасилов[9] на островах и на землях. Они обязаны разбирать гражданские и уголовные тяжбы. Адмирал может назначить трёх лиц для исполнения должности управления, а Высочества выберут. Однако так как в этом путешествии нельзя провести назначение подобным способом, то на этот раз они назначаются Адмиралом”[10].

Кроме вышеупомянутых должностей в тексте встречается рехидор - выборный член городского самоуправления. Находясь во втором плавании, сам Колумб именовал себя следующим образом, что свидетельствует об успешном освоении открытых территорий:

“Я, дон Христофор Колумб, Адмирал, вице-король и бессменный губернатор островов и материка Индий и их генерал-капитан и член королевского совета”[11].

Ещё одним подтверждением положения, что новооткрытые земли переходят под власть испанской короны, является следующая фраза:

«Все предписания Адмирала следуют от Изабеллы и Фердинанда…»[12]

Так, мы видим, что Колумб становился исполнителем воли короны на приобретённых и перешедших под власть Испании землях.

Об открытии новых земель говорится и в Инструкции короля и королевы, данной Колумбу перед четвёртым путешествием (1502-1504):

“И вы должны для нас и от нашего имени принять во владение эти острова и материк, которые вы откроете, и сообщить нам, как велики указанные острова, и составить памятную записку о них и о людях, их населяющих, и о том, каковы они, с тем чтобы обо всем мы могли иметь полный отчет”[13].

Следовательно, поиском и открытием новых земель Их Высочества не переставали интересоваться и к моменту четвёртого путешествия. Будущие открытые земли следовало передать под власть короны, а тем, кто их достигнет, составить записку об открытых островах, чтобы Их Высочества могли иметь полный отчёт о приобретённых землях.

В своих письмах Христофор Колумб не только перечислял открытые земли и острова, но и подробно описывал их природные условия и то, чем они богаты. Так, письмо об открытии Индий Христофор Колумб начинает с сообщения о том, что достиг Индий, нашёл там многие острова и провозгласил их владениями испанской короны. Открытым землям мореплаватель дал названия:

“… и все их провозгласил владеньями Ваших Высочеств…и водрузив развёрнутое королевское знамя...Первому открытому мною острову я дал название Сан-Сальвадор[14]… Второй я нарёк островом Санта-Мария-де-Консепсьон[15], третий – Фернандиной[16], четвёртый – Изабеллой[17]; пятый – островом Хуаной[18]…”[19]

Следующий остров, который мы встречаем в письме путешественника, - Эспаньола[20]. Он достиг его, двигаясь к востоку от Хуаны:

«…итак, я прошёл вдоль его берега на восток сто семь лиг до его оконечности, откуда увидел другой остров на востоке, удалённый от этого на восемнадцать лиг[21], каковой я сразу назвал Эспаньолой…»[22]

Выполняя задачу, поставленную католическими королями, Колумб подробно сообщал им о природно-климатических условиях открытых земель. В частности, Хуана в письмах путешественника описывается как остров с большим количеством удобных бухт, самых удобных в христианском мире, находится немало рудников, где добывают металлы[23]. Похожее описание принадлежит Эспаньоле: Колумб называет остров чудом с хорошими морскими бухтами, большим количеством золотоносных рек, рудников с золотом и другими металлами[24]. В связи с этим в инструкции королей от 29 мая 1493 г. появляются указания относительно того, как природные богатства должны поступать в казну:

“В Кадисе устроить таможню, где будут погружаться и разгружаться все товары, орудия, боеприпасы и прочее и всё, что будет привезено оттуда”[25].

Колумб отправлял испанским монархам описания природных богатств открытых земель на протяжении всех четырёх путешествий. По мере того, как мореплаватель сообщал короне о ресурсах, которые можно было бы отправлять в Испанию, он получал инструкции такие, как, в частности Инструкция королей от 14 мая 1502 г., в которой присутствует прямое указание на заинтересованность короны в природных богатствах, найденных на новооткрытых островах:

“На островах и материке, которые будут вами открыты, вы должны узнать все о золоте, серебре, жемчуге, драгоценных камнях и пряностях, и других ценностях, которые там имеются, и установить, в каком количестве они есть и каково их происхождение”[26].

Таким образом, в качестве первого интереса католических королей в Новом Свете выделим открытие, приобретение и поиск новых земель, которые должны будут перейти под власть короны. Переход новооткрытых земель под власть Испании юридически оформляется с помощью системы управления на этих землях, представленной в королевских инструкциях.

Вторым интересом испанской короны после открытия и приобретения новых территорий было распространение католической веры на новоприобретённых островах. Отметим, что позицию католических королей отражает и булла Inter caetera №2 от 4 мая 1493 г. папы Александра VI, который присвоил звание католических королей Изабелле и Фердинанду за рвение в делах истинной веры и за одоление гранадских супостатов[27]. В булле подчёркивается интерес Их Высочеств к поиску неведомых земель:

Вы ныне истинные Католические короли. Вы уже давно воодушевлены желанием поисков и открытия неких островов и материков, далёких и неведомых, до сих пор ещё не найденных…»[28]

Также в булле папа Александр VI отмечает миссию католических королей в далёких и неизведанных землях:

“…дабы их жителей призвать к служению нашему Искупителю и обратить в католическую веру, что, будучи обременены освобождением Гранады, Вы не могли доныне довести до желанного конца. Поэтому Вы поручили для исполнения Вашего намерения предпринять в море-океане усердные поиски этих далёких и неведомых материков…”[29]

Следовательно, миссия испанской короны после освобождения Гранады состояла в распространении католической веры на новые материки. Колумба папа обозначает, как исполнителя воли Изабеллы и Фердинанда.

Первое упоминание о возможности обращения в католичество населения открытых островов мы встречаем в Письме Христофора Колумба католическим королям об открытии Индий:

“Я пребываю в ожидании, что решат Ваши Высочества касательно бесед с ними о нашей святой вере, к каковой они весьма расположены»[30].

Возможно, под расположенностью к принятию католичества Колумб подразумевал следующее. В Письме он отразил, что люди не склонны к сектам и идолопоклонству, и верят только в то, что все силы и благо даются небом[31]. Следовательно, раз индейцы способны к вере как к таковой, то и католическую веру они смогут принять. Как писал Кесада, в Новый Свет была привезена многое пережившая религиозная организация, религиозные практики и возможность восприятия новой веры[32].

Непосредственное повеление Изабеллы и Фердинанда к распространению христианской веры на найденных землях содержится в их инструкции от 29 мая 1493 г.:

“…Их Высочества, желая, чтобы возвеличилась и распространилась наша святая вера, повелевают и обязывают Адмирала, вице-короля и правителя, чтобы он всеми возможными путями и способами он добивался и стремился привлечь обитателей указанных островов и материка к обращению в нашу святую католическую веру”[33].

Короли содействуют наставлению католической вере населения открытых земель, отправляя Адмиралу помощь, что также отражает серьёзность их намерений:

“И, чтобы помочь ему в этом, посылают Их Высочества в те земли ученого монаха брата Буйля[34], а с ним и других духовных лиц…”[35]

В Мемориале Изабелле и Фердинанду Христофор Колумб излагает королевской чете один из способов распространения католичества среди местного населения. По мнению путешественника, на новых землях (в частности в Изабелле, где и составлен мемориал) нет толмачей, ведь с их помощью можно быть бы наставить людей в святой католической вере, так как этого желают Их Высочества[36]. Согласно плану, несколько мужчин, мальчиков, женщин и девочек отсылалось в Кастилию, где их обучали бы языку для того, чтобы они стали толмачами:

“Так как острова, где живут каннибалы, наибольшей протяжённости и обильнее населены, то здесь считают самым правильным брать именно жителей этих островов и отправлять их в Кастилию, ибо таким образом, освободившись от этого бесчеловечного обычая пожирать людей и обучившись в Кастилии языку, они скорее смогут принять крещение и обеспечить спасение своих душ”[37].

Таким образом, испанская корона не только распространяла святую католическую веру среди индейцев, но и через обращение в веру способствовала усваиванию кастильского языка[38] на новых территориях. Кроме того, Колумб, являясь исполнителем воли королевской четы, убеждает их в том, что прибытие испанского флота в Новый Свет возвысит авторитет испанской короны в глазах других христианских правителей[39].

Изабелла и Фердинанд были согласны с Адмиралом относительно такого способа распространения веры через обучение кастильскому языку. Также мы видим указание короны продолжать распространение веры не только посредством обучения населения языку в Кастилии, но и попытками обращения индейцев в католичество непосредственно на открытых территориях, в частности, на Эспаньоле:

“…пусть там [на Эспаньоле – В.И.] постараются предпринять всё возможное, дабы обратить их в нашу святую католическую веру, и пусть равным образом поступят с населением других островов”[40].

Исполнителем воли католических королей мы видим Христофора Колумба и в Инструкции, которую он даёт Педро Маргариту[41]: Колумб поручает ему продолжать искать новые земли и поступать с ними таким образом, чтобы память об их принадлежности христианам сохранилась навечно:

“Хорошо будет повсеместно…устанавливать высокие кресты и столбы, а также воздвигать кресты на деревьях и в иных местах, которые вы сочтете для этой цели удобными, и так, чтобы они не могли свалиться”[42].

Прямое указание на то, что новые земли будут не только христианскими, но и перейдут под власть испанской короны содержится в следующем его приказе:

“Прикажите также вырезать на высоких и больших деревьях имена Их Высочеств»[43].

Следовательно, в качестве второго интереса католических королей в Новом свете выделим после открытия и приобретения новых территорий было распространение католической веры на новоприобретённых островах. После сообщения Колумба о том, что население могло бы быть восприимчивым к святой вере Их Высочеств, и в папской булле, и в Инструкции короны обращение в католичество обозначалось как благородное, угодное Господу делу.

В письмах Колумба уделяется большое внимание описанию местного населения открытых земель: их внешность, верования, отношения с испанцами, которые нередко выливались в открытые мятежи, как, например, на Эспаньоле. Так, в Инструкции от 29 мая 1493 г. королевская чета велит Адмиралу контролировать взаимоотношения испанцев и индейцев:

“…Адмирал обязан сделать так, чтобы все…обращались хорошо и дружественно с индейцами, не причиняя им никакой обиды, и чтобы те и другие поддерживали б друг с другом тесное общение и вели частые беседы, совершая при этом возможно больше благих дел”[44].

Мы видим изначально благие намерения короны по отношению к индейцам, намерение установить добрые отношения, не причиняя им вреда. Тем не менее, впоследствии Адмирал писал королям о возможности превращения индейцев в вассалов испанской короны:

“Когда все население… убедится в том, как хорошо обращаются с добрыми, оно быстро придет в повиновение, и этими людьми можно будет распоряжаться как вассалами Их Высочеств…”[45]

Также Колумб писал не только о том, что местное население может стать вассалами Испании, но и подсчитывал возможные выгоды для короны от работорговли, в частности, в письме от 18 октября 1498 г. он подсчитывает возможные выгоды для короны от работорговли:

“…можно продать 4000 рабов и выручить по меньшей мере 20 куэнто[46]…”[47]

По этому вопросу уместно обратиться к инструкции, полученной Колумбом от Изабеллы и Фердинанда перед четвёртым путешествием: в ней католические короли предписывают Адмиралу не привозить с собой рабов, однако, путешественнику не запрещалось привозить в Испанию индейцев, добровольно желавших отправиться с ним в качестве толмача, чтобы затем вернуться обратно[48]. В Письме с острова Ямайка Колумб называет индейцев дикарями, выражая уверенность, что согласие его людей и индейцев продлится недолго[49]. И ещё одно противоречие мы видим в этом же письме, но оно, скорее всего, отражает меркантильный интерес как Адмирала, так и короны:

Мирные отношения позволили бы избежать неприятностей и дурной славы и привели бы к тому, что все золото до последнего зерна поступило бы в казну”[50].

Католические короли предписали Колумбу установить дружеские отношения с индейцами, однако он сообщал Изабелле и Фердинанду о возможном превращении их в вассалов, отмечая потенциальные выгоды для испанской казны от работорговли. Данное противоречие можно связать с тем, что корона не могла обозначить в документах свои подлинные интересы на этот счет, поскольку дорожила репутацией.

Подводя итоги проведённого исследования, в качестве интересов католических королей в Новом свете мы можем выделить следующее. Во-первых, это поиск и приобретение новых земель за океаном, которые бы перешли под власть испанской короны. Христофор Колумб, отправившись на освоение новых заокеанских земель, в общей сложности, открыл огромное количество новых, плодородных и богатых природными ресурсами земель таких, как острова Хуана, Эспаньола, Тринидад, Кариай, Сан‑Сальвадор, Верагуа и другие. Юридически переход этих земель под власть испанской короны оформлялся дарованием Колумбу, исполнителю воли королевской четы, титулов Адмирала и вице‑короля новых островов и оформлением системы управления, состоящей из рехидоров, алькальдов и альгвасилов – носителей судебной власти.

Вторым интересом католических королей является распространение католичества среди открытых земель и местного населения. В папской булле Inter caetera №2, составленной папой Римским Александром VI, это обозначалось как благое дело. В этом случае интересы папский престол выражал интересы испанской короны. Следовательно, Христофор Колумб, выполняя задачу проникновения католицизма в Новый Свет, действовал в угоду интересам одновременно и папы Римского, и католических королей.

В качестве третьего интереса обозначим поиск природных богатств и освоение новооткрытых территорий, обладание которыми могло бы принести внушительную материальную выгоду для казны. Это связывалось с сообщениями Колумба, в частности, из Письма об открытии Индий, в которых были подробные описания пейзажей, драгоценностей, природных условий, которые не могли остаться без внимания в Испании. Особое внимание в сообщениях путешественника уделяется находкам золота, жемчуга, других драгоценностей, золотоносных рек.

Отдельно можно выделить и позицию испанской короны по отношению к коренному населению новых территорий. Королевская чета поставила Колумбу задачу проконтролировать, чтобы испанцы дружественно, хорошо и мирно обращались с местным населением, не причиняли им зла, совершали благие дела по отношению к ним. Адмирал в свою очередь отчётливо видел индейцев в качестве вассалов Их Высочеств, даже приводил конкретную их стоимость, которая бы, безусловно, попадала в казну в качестве дохода от работорговли, однако, католические короли предписали путешественнику не привозить в Испанию рабов. Это можно объяснить тем, что испанские монархи, дорожив репутацией, не могли обозначить в документах свои интересы по этому вопросу.

Обобщая всё вышесказанное, отметим, что, в целом, Христофор Колумб считал себя исполнителем воли Их Высочеств и неоднократно подчёркивал это в письмах и инструкциях.



[1] Католические короли – это звание Изабелле и Фердинанду в 1493 г. папа Александр VI за рвение в делах истинной веры и за освобождение Гранады.

[2] “Канонический” список покровителей Колумба, имевший немалый вес при королевском дворе: исповедник королевы Эрнандо де Талавера, наставник принца Хуана доминиканец Диего де Деса, хранитель казны Кастилии командор Сантьяго Гутьерре де Карденас, главный счетовод Кастилии Алонсо де Кинтанилья, приближенный короля Хуан Кабрера, хранитель дворцовой казны Луис де Сантанхель, казначей Габриэль Санчес. Поддержали своего земляка и проживавшие в Андалусии генуэзские купцы.

[3] Хроники открытия Америки. Новая Испания. Книга I: Исторические документы. М.,2000. С. 413 (далее – Хроники открытия Америки).

[4] Там же. С.415.

[5] Там же. С.416.

[6] Там же.

[7] Свет Я.И. Колумб. М., 1992. С.251.

[8] 1) Коронный судья; 2) глава городского управления.

[9] Судебный исполнитель.

[10] Хроники открытия Америки. С. 429.

[11] Там же. С. 82.

[12] Там же. С. 430.

[13] Там же. С. 435.

[14] Остров и район Багамских островов (согласно письму об открытии Индий, индейцы называли этот остров Гуанахаги).

[15] Рам-Ки — остров и район Багамских островов.

[16] Лонг-Айленд – остров Багамских островов.

[17] Крукед-Айленд – остров и район, входящий в состав группы Багамских островов.

[18] Куба.

[19] Хроники открытия Америки. С. 23.

[20] Гаити.

[21] Лига – мера длины, равная 5572 м.

[22] Хроники открытия Америки. С. 24.

[23] Там же.

[24] Там же.

[25] Там же. С. 431.

[26] Там же. С. 435.

[27] Свет Я.И. Указ. соч. С.151.

[28] Хроники открытия Америки. С. 419.

[29] Хроники открытия Америки. С.420.

[30] Там же. С.27.

[31] Там же. С.26.

[32] M.A. Ladero Quesada. 1492: El horizonte histórico español de cara al Nuevo Mundo// Medievalismo: Boletín de la Sociedad Española de Estudios Medievales. №1. pags. 13-34. Madrid, 1991. P. 33.

[33] Там же. С. 424.

[34] Буйль – каталонский монах, назначенный, по согласованию с папой, «апостолическим викарием».

[35] Хроники открытия Америки. С. 424.

[36] Там же. С. 38.

[37] Там же.

[38] Средневековый испанский язык (исп. Español medio) — вариант испанского языка периода конца XV — конца XVII веков. Период использования средневекового испанского по времени совпал с испанской колонизацией Америки и периодом наивысшего расцвета Испании — так называемого Золотого века, величайшего культурного подъёма в истории Испании первой половины XVI - первой половины XVII веков.

[39] Хроники открытия Америки. С. 39.

[40] Там же.

[41] Педро Маргарит – испанский моряк и конкистадор, сопровождавший Христофора Колумба во втором плавании.

[42] Там же. С. 55.

[43] Там же. С. 56.

[44] Хроники открытия Америки. С. 425-426.

[45] Там же. С. 39.

[46] Куэнто – миллион мараведи.

[47] Хроники открытия Америки. С. 80.

[48] Там же. С.437.

[49] Там же. С. 104.

[50] Там же. С. 112.





(c) 2019 Исторические Исследования

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.

ISSN: 2410-4671
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-55611 от 9 октября 2013 г.