Отчет об открытии выставки «Культурный портрет Кубинской революции»
25 декабря 2018 года в Отделе обслуживания корпуса "Шуваловский" Научной библиотеки МГУ (помещение Б-400) состоялось торжественное открытие выставки "Культурный портрет Кубинской Революции" приуроченной к 60-летию событий 1-2 января 1959 года. Именно с этими датами принято связывать победу революционных сил Кубы, возглавляемых Фиделем Кастро, которым удалось свергнуть режим Фульхенсио Батисты и открыть качественно новую страницу в истории страны.
Авторы экспозиции - студенты 2 курса магистратуры исторического факультета - используя знания, полученными в рамках курса "Принципы научного проектирования в истории" (лектор - к.и.н., с.н.с. Т.А. Некрасова), решили не ограничиваться теоретическим описанием проекта прикладного применения результатов исследовательской деятельности, а постарались реализовать его на практике. Так родилась идея выставки - показать влияние Кубинской Революции на культурную жизнь страны и мира в целом.
Открывая выставку, её куратор Анастасия Калмыкова отметила, что при выборе тематики проекта все его участники были вдохновлены рядом курсов, прочитанных д.и.н., профессором В.А. Бородаевым по истории стран Латинской Америки. Владимир Алексеевич, знакомый со спецификой Кубы и ее народа, стал научным руководителем выставки и не только активно помогал студентам в их работе, но и предоставил ряд экспонатов из своей личной коллекции.
Выступивший затем В.А.Бородаев уделил особое внимание той роли, которую сыграла Кубинская революция в жизни народа Острова Свободы и тому, какое значения эти события оказали на весь мир.
С приветственной речью к присутствующим обратилась Первый секретарь Посольства Республики Куба в РФ Тамара Рейнальдо Васкес. Она поблагодарила Московский университет и коллектив студентов за дань памяти революционным событиям.
После торжественного открытия гости получили возможность детально ознакомиться с экспонатами и пообщаться с организаторами выставки, представленной в виде нескольких тематических блоков.
Экспонаты живописи были подготовлены Татьяной Берсеневой, которая сосредоточила внимание на одном из ярких и удивительных направлений – социалистическом поп-арте.
В 60-е годы XX века на разных полюсах художественного мира находились уорхолловский поп-арт США и социалистический реализм СССР. Казалось, что эти два полюса едва ли могут сочетаться в какой бы то ни было художественной форме. Однако удивительным образом после победы революции на Кубе в 1959 году там возникло новое художественное направление: социалистический поп-арт. Позаимствовав у поп-арта яркие «кислотные» цвета и броские повторяющие формы, по сути своей кубинский поп-арт стал рупором пропаганды нового для страны социалистического строя.
Крупнеишими представителями этого течения были 3 кубинских художника: Рауль Мартинес, Элена Серрано и Феликс Бельтран.
Рауль Мартинес известен своими яркими плакатами, прославляющими героев революции (Рис.2).
Элена Серрано обогатила свои политические плакаты использованием приемов оп-арта. На плакате, созданном для Организации солидарности народов Азии, Африки и Латинской Америки, она представила канонический портрет Че Гевары и наложила его на изображение Южной Америки, размножив его по концентрическому принципу (Рис.3).
Кубинец Феликс Бельтран, получивший образование в США, воспринял такие черты американского арта, как минимализм и использование абстрактных символов. Он поддерживал революционный режим на Кубе и не стеснялся говорить об этом в своих работах. Во многих из них есть прямые политические лозунги (рис.4).
Александра Арабаджян поработала над темой настенной живописи – специфической формы народного творчества, о котором ей удалось узнать в ходе поездки на Кубу.
Революционные лозунги переполняют стены Гаваны, демонстрируя ведущую роль движения 26 июля и Коммунистической партии страны (рис.5).
Чаще всего на острове можно встретить портреты кубинских героев, которых знает каждый на острове, - Камило Сьенфуэгос, Фидель Кастро и Эрнесто Че Гевара (рис.6).
Помимо изображений всем известных героев революции на улицах городов Кубы можно встретить и безымянных персонажей, при этом сами граффити очень часто носят политический характер и передают дух интернациональной солидарности (рис.7).
Гаванская коллекция граффити пополняется постоянно, так как влияние Кубинской революции и сегодня существенно для Латинской Америки. Зачастую встречается связь прошлого с настоящим, например, рядом с портретом Че Гевары находится Уго Чавес (рис. 8).
Дарья Васина сумела осветить, как отражена Кубинская революция в музыкальных произведениях: студентка использовала при подготовке экспонатов передовые технологии и, чтобы не нарушать тишину библиотеки, представила ссылки на основные музыкальные произведения с помощью QR-кодов (QR код «QR - Quick Response - Быстрый Отклик» — это двухмерный штрихкод (бар-код), предоставляющий информацию для быстрого ее распознавания с помощью камеры на мобильном телефоне). Все желающие имели возможность послушать звуковые дорожки отсканировав соответствующие коды своими мобильными устройствами. Для своего проекта она взяла 9 произведений: «Гимн 26 июля» (1953), «Да здравствует Куба» (1962), «Куба – песня прекрасная» (1962), «Куба – любовь моя» (1962), «Прощай навсегда, команданте» (1965), «Песня об избранном» (1975), «Спасибо, Фидель» (1975), «И затем пришёл Фидель» (1978), «Un son para Сuba» (1976).
Раздел по архитектуре был подготовлен Георгием Денисовым. Он сосредоточил своё внимание на связи прошлого с настоящим, показал, как здания, построенные в годы Кубинской революции, выглядят сейчас. В первую очередь, расцвет архитектуры был связан с деятельностью Антонио Кинтана Симонетти (1919-1993), кубинского архитектора-модерниста, прославившегося в первую очередь зданиями общественного и муниципального назначения. В число его творений входят Здание Стоматологического общества в Гаване (1952—1954, совм. с А. Пересом Беато и М. Рубио), Здание Центра Медицинского Страхования (1956—1958) (рис.9)[1], Городок строителей (1960—1961), 17-этажный экспериментальный жилой дом (набережная Малекон, 1971), Парк отдыха имени В.И. Ленина (1972), а также Дворец конгрессов (1979, совм. с Э. Ассе).
Материалы по литературе, призванные заинтересовать самый широкий круг посетителей, подобрала Анастасия Павлова. Среди собранных ею экспонатов были не только научные и художественные работы, но и комиксы, посвященные Кубинской революции. В частности, один из них («Че»[2]) представлен в переводе на русский язык. Он рассказывает о жизни революционного деятеля, в связи с этим затрагивает и главные вехи освободительного движения. Второй показывает понимание происходящих изменений обычными жителями, взгляд кубинцев на события того времени.[3] На выставке были представлены отрывки из этих произведений, а с дальнейшем развитием событий посетители могли также ознакомиться с помощью QR-кодов.
Олег Великоднев подготовил материал, который рассказывает нам о кинематографе. Представленные на выставку фильмы, посвященные событиям полувековой давности, выражают собой различные взгляды на Кубинскую революцию в положительном спектре. Фильмы, и документальные, и художественные, представлены в хронологичесокм порядке, тем самым способствуя возможности посетителя проследить процесс изменения ракурса рассмотрения данных событий. Более того, у зрителей появляется возможность взглянуть на революцию глазами как ее вождей, так и простых людей разных профессий и социальных статусов. Всего студент рассмотрел 6 фильмов: «Я – Куба» (1964) (рис.10), «Куба Либре» (2002), «Команданте» (2003), «Потерянный город» (2005), «Че» (2008), «Фидель Кастро. Куба – любовь моя».
Юлия Епифанова помогала куратору формировать материалы для выставки и реализовывать экспозицию на практике.
Почётный гость вернисажа Мария Луиса Рамос, занимавшая в 2009-2015 годах пост посла Боливии в России, была поражена тем, как студентам удалось в небольшом пространстве библиотеки отразить самые разные аспекты культуры, на которые оказала влияние Кубинская революция.
В церемонии открытия выставки приняли участие латиноамериканисты - преподаватели исторического факультета МГУ н.с. Р.В. Караханова, к.и.н., доцент М.Е. Кабицкий и к.и.н., доцент О.И. Посконина, читавшие авторам выставки курс об основных проблемах и тенденциях в развитии культуры и общества в рамках магистерской программы "История стран Америки в новое и новейшее время". Во многом именно этот курс помог определить содержание подготовленного проекта.
По отзывам присутствующих выставка произвела самое благоприятное впечатление. Гости мероприятия поздравили авторов с успешным воплощением всех задумок и отметили, что благодаря этому проекту им удалось узнать много необычного и нового о Кубинской революции, ее восприятию современной студенческой молодежью, получить несколько поводов и тем для размышления о значении событий 60-летней давности.
Авторы выставки выражают искреннюю благодарность сотрудникам Отдела обслуживания корпуса "Шуваловский" Научной библиотеки МГУ - Вере Алексеевне Цыбряевой (заведующая отделом), Олесе Владимировне Малаховой и Ирине Викторовне Ни - за предоставленное помещение и помощь в организации мероприятия. Без их творческого и доброжелательного отношения было бы трудно достичь желаемых результатов.
Большую помощь в подготовке выставки оказало Научное общество "Кафедра имени Хосе Марти", за что организаторы проекта выражают его представителям глубокую признательность.
[1] http://revista.drclas.harvard.edu/files/revista/files/arch.pdf?m=1410443041 (дата обращения: 23.01.2019). http://www.arquitecturacuba.com/2010/07/edificio-del-seguro-medico-antonio.html (дата обращения: 23.01.2019).
[2] Бречия А., Бречия Э., Остерхельд Г. Че: графический роман. СПб., 2009.
[3] Lockpez I. Cuba: My revolution. N.Y., 2010.
(c) 2019 Исторические Исследования
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.
ISSN: 2410-4671 Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-55611 от 9 октября 2013 г. |