Пессинунт: проблемы изучения античного наследия
Пессинунт сейчас – это пустынное место в центральной Турции, находящееся недалеко от Анкары в долине Баллыхизар с расположенной близ одноименной деревней. Упомянутый во многих античных источниках и сыгравший значительную роль в политической истории Средиземноморья, Пессинунт, тем не менее, остается недостаточно освещенным в научной литературе и известным лишь узкому кругу специалистов-антиковедов. Бельгийские археологи из Гентского Университета, работающие здесь с 1967 года и, наряду с составлением отчетов о работе научной экспедиции, публикуют статьи, посвященные находкам и реконструкции архитектурного облика Пессинунта [1] . На основании немногих публикаций и собственных впечатлений удалось составить следующее представление об этом некогда важном поселении.
Наиболее ранние археологические находки на территории Пессинунта относят к периоду древнехеттского царства (ко времени ок. 1600 г. до н.э.); сохранились также очень немногочисленные артефакты до-эллинистического времени, датируемые VI-IV вв. до н.э. Основание на этом месте города относят к VIII в. до н.э. и, согласно источникам [2] , связывают с именем легендарного Мидаса, сына Гордия. Однако, фригйиский период Пессинунта и по сей день остается самым «темным» в его истории в силу недостаточности соответствующих археологических находок. Лучше всего и в источниках и археологически освещен эллинистический и особенно римский этап. По свидетельству Страбона (12.5.3), пергамскими Атталидами, контролировавшими Пссинунт с III в. до н. э. и стремившимися укрепить свое влияние в этой области, здесь было основано святилище анатолийской Богини Матери (Кибелы). Безусловно, культ фригийской MaterMagna отправлялся здесь задолго до Атталидов, и свидетельство Страбона следует понимать, как возведение особенно импозантных сакральных сооружений (дословно «теменоса»), каких не знала фригийская традиция - своего рода монументализацию культа. Пессинунт стал важнейшим в Анатолии религиозным центром, которым управляли жрецы-евнухи – Галлы (Galloi), находившиеся в тесном контакте с патронами святилища – Атталидами. Управляемый «жреческой олигархией» Пессинунт, судя по всему, имел совершенно особенный, суверенный статус. Комплекс был большим и важным центром паломничества, поскольку обладал особой реликвией – камнем из метеоритного железа. В III в. до н.э. этот священный камень Богини Матери был перенесен в Рим и установлен в храме на Палатинском холме. Именно отсюда, из Пессинунта, культ Кибелы распространился на римские земли (еще до того, в V в. до н. э. он проник в Грецию). По свидетельству Тита Ливия (10.4 – 11.18) Атталиды в этом случае выступили в роли посредников: Аттал 1 Сотер (241-197) лично сопровождал римских послов, прибывших за камнем, в галатский город.
Судьба святилища кардинальным образом изменилась с установлением римского господства. В 25 году до н.э. император Август повелел создать провинцию Галатия, в которую вошел и Пессинунт. Это отразилось на развитии центра, теперь утратившего не только свое специфически культовое, но также и автономное значение. Вместо власти жрецов было установлено управление по греческому полисному типу. Эти факторы оказали прямое и косвенное влияние на возникновение на этом месте уникального комплекса римского времени.
При подходе к археологической зоне – так называемой «зоне храмов» (сектора В и Н) – вас встречает одинокая табличка с планом и скупыми надписями «храм», «агора». Даже при наличии плана идентифицировать остатки храмового комплекса и восстановить хотя бы примерно его архитектурные формы сложно.
Ил.1.План археологической зоны Пессинунта (Verlinde, A. Monumental architecture in Hellenistic and Julio-Claudian Pessinus, Babesch 85 (2010): 111-139).
Прежде всего, удивляет облик храма. Построенный в 14 – 37 гг. н.э. (строительство началось сразу после смерти Августа при его преемнике Тиберии) римский храм, вернее, его сохранившийся фундамент, циклопическими размерами огромных, не очень хорошо обработанных блоков навевает мысли о более древней местной строительной традиции. Возникает соблазн предположить, что эти субструкции когда-то входили в состав более ранних культовых построек до-римского периода, связанных с храмом Кибелы [3] . Однако доподлинно место поклонения Богине Матери – вожделенная цель археологов еще с XIX века – до сих пор не известно. Существуют проблемы, препятствующие проведению полномасштабных раскопок: полагают, что некоторые важные постройки могут располагаться под жилыми домами современной деревни, а также под действующей дорогой.
Стоит также заметить, что границы этого города-святилища – Пессинунта – до сих пор не определены. Точно можно говорить лишь об огромных размерах его территории, включавшей в себя, как полагают, несколько современных деревень [4] .
Возвращаясь к главному храму, отметим, что он был построен вскоре после формирования провинции Галатия и, судя по всему, освящен в честь культа императора, то есть являлся так называемым Себастейоном [5] . Полагают, что его строительство стало политическим актом пропаганды имперской идеи централизованной власти, проявившей себя и в других центрах провинции [6] , и было вызвано стремлением оттеснить древний и потому очень устойчивый культ Кибелы. Храм коринфского ордера, построенный по типу греческого периптера [7] , возведенный на высокий подиум, входил в состав комплекса, почти не имеющего аналогов на территории Малой Азии [8] . Вместе с тем, он обнаруживает явное сходство с италийскими святилищами, вписывающимися в типологию «храм-театр».
Храм расположен на одной оси с театром и построенным за ним в более позднее время булевтерием (примыкающая «агора» выровнена по левому краю относительно подиума храма, общая и ее внутренняя оси не совпадают). Театр более чем необычен. Он совмещен с лестницей, ведущей к храму, причем зрительские места не объединены со ступенями, а имеют другую ритмику.
Есть предположения, что театр, во всяком случае на определенном этапе, был местом проведения гладиаторских боев, связанных с императорским культом: места начинались на значительном от земли уровне, и в облицовке были предусмотрены мраморные барьеры, предохраняющие зрителей от ранений. Само положение театра в структуре святилища, его камерные размеры, говорят в пользу его узко-сакральной функции, ритуального назначения. Так или иначе, одной реконструкции на основе археологических источников недостаточно, чтобы получить исчерпывающее представление об этом ансамбле.
Отметим, что в самом городском комплексе совершенно особую роль играла протекавшая здесь река Галлос, теперь практически пересохшая, возможно также задействованная в ритуалах. В имперское время ее берега были облицованы мраморными плитами, а набережную оформляли колонные портики проходящих рядом улиц. Подобное решение можно встретить в комплексе Герасы в Иордании. Святилище Пессинунта в целом требует поиска аналогий и сопоставлений с аналогичными ансамблями, созданными в других частях империи.
Многие вопросы, связанные со святилищем остаются пока без ответов. Это и фригийский период истории города, и определение границ и территории святилища в разные периоды, и местонахождение и облик самого храма Кибелы, и реконструкция ансамбля времен Юлиев-Клавдиев, а главное – точное определение датировки, значения и функций археологических остатков, которые ежегодно открываются археологами. Необходимо провести аналогии всего комплекса с предполагаемым архитектурным источником – позднереспубликанскими храмами на территории Италии, а также с современными ему памятниками на территории римского Востока, вписать архитектурный ансамбль римского времени в контекст современного ему искусства.
[1] Devreker, J./ F. Vermeulen 1995, Archaeological Work at Pessinus in 1993, Anatolia Antiqua 3, 113-124.
Devreker J./ F. Vermeulen 1996a, The Eighth Excavation Campain in Pessinus, Anatolia Antiqua 4, 81-96.
[2] Diod. Sicul. 3.59.8; Strabo 12.5.3
[3] Отметим, что некоторые ученые (Pensabene), несмотря на контраргументы, идентифицируют весь комплекс как святилище Mater Magna. Пенсабене, принимая дату времени Тиберия, считает, что постройки 1 в. н.э. были частью римской реконструкции старого святилища. Это мнение, однако, не поддерживается археологами из Гента. Подробнее об этом см.: Verlinde, A. Monumental architecture in Hellenistic and Julio-Claudian Pessinus, Babesch 85 (2010): 127.
[4] Verlinde, A. Monumental architecture in Hellenistic and Julio-Claudian Pessinus, Babesch 85 (2010): 111-139.
[5] К такому заключению привели эпиграфические данные – надписи храма в Анкаре о снабжении Пессинунта в 31-32 гг. н.э., кроме других даров, десятью парами гладиаторов. Поскольку гладиаторские бои считаются на римском Востоке тесно связанными с императорским культом, ученые выдвинули предположение о возможном посвящении храма культу императора. См.: Verlinde, A. Monumental architecture in Hellenistic and Julio-Claudian Pessinus, Babesch 85 (2010): 128.
[6] В это время Себастейон был также возведен в городе Анкира, современной Анкаре.
[7] Изначально портик был очень глубоким, относился к размерам целлы почти как 1:2, но потом был уменьшен и стал соотноситься с целлой как 1:3. Verlinde, A. Monumental architecture in Hellenistic and Julio-Claudian Pessinus, Babesch 85 (2010): 111-139.
[8] Единственный другой известный комплекс, который можно отнести к типологии храм-театр на территории Малой Азии – это августовский Себастейон в Стратоникее (Кария). Но там комплекс не является единовременным: небольшой ионического ордера храмик был построен на одной оси с более ранним эллинистическим театром. Маленький храм стоял над театроном, намного превосходившем его масштабно. Verlinde, A. Monumental architecture in Hellenistic and Julio-Claudian Pessinus, Babesch 85 (2010): 129.
(c) 2015 Исторические Исследования
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.
ISSN: 2410-4671 Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-55611 от 9 октября 2013 г. |