Обращение к читателям
Обращение к читателям

Вниманию читателя данного номера предлагаются статьи на очень интересную и оригинальную тему. Эти исследования были подготовлены по итогам открытого семинара «Воображая власть. Политическая иконография позднего Средневековья и раннего Нового времени», который в апреле 2022 года провела кафедра всеобщей истории искусств исторического факультета. Визуальный образ – один из наиболее действенных способов донести до аудитории нравственное наставление или идею, которая должна быть воспринята как руководство к действию, будь то богословская догма или общественно-политический призыв. С древних времен искусство служило наглядным средством репрезентации власти, ее полномочий, амбиций, чаяний, пользуясь вполне конкретными приемами и метафорами. Задача семинара заключалась в том, чтобы на частных примерах обрисовать некоторые пути и средства, которыми пользовалась политическая иконография позднего Средневековья и Возрождения. Разработанный этими эпохами богатый аллегорический язык и разнообразие художественных медиа позволили обсудить образ правителя как героя и антигероя, как олицетворение добродетелей; универсальные формулы и мотивы, транслирующие идею власти; роль художественного произведения как воплощения политической программы, статуса или амбиций правителя; методы, которыми пользуется классическая и современная политическая иконология как особый раздел науки об искусстве и науки об образах.

Статья О.С. Смаголь (МГУ имени М.В. Ломоносова) посвящена дворцам Феррары XV века и репрезентации власти дома д’Эсте. В ней рассматриваются памятники, созданные на заре Ренессанса, то есть в эпоху Борсо д’Эсте (1450-1471), такие как палаццо Скифанойя, и постройки, принадлежащие к зрелой стадии раннего Возрождения, ко времени правления Эрколе I д’Эсте (1471-1505), такие как палаццо Франческо да Кастелло, или Проспери-Сакрати. В основном исследовательница сосредоточена на семантике дворцового портала, которую она исследует в историческом контексте, а параллельно обращается к принципам орнаментации и символическому языку, который использовался в феррарской миниатюре Кватроченто. Их сравнительный анализ позволяет констатировать, что мотивы, встречающиеся в архитектуре и миниатюре, созвучны, и позволяет предположить, что у них были сходные прототипы. На протяжении десятилетий в обеих группах памятников происходит переход от спорадического употребления элементов all'antica в декоре, изобилующем символикой д’Эсте, к развитым антикизирующим композициям и характерным образам, общим для придворных центров Италии второй половины Кватроченто, что, в свою очередь, свидетельствует о трансформации онтологической парадигмы эпохи.

В статье Д.Д. Кормановской (МГУ имени М.В. Ломоносова) представлен детальный анализ гравюры «Геркулес на распутье» Яна Вирикса, выполненной по рисунку Криспина ван ден Брока в Антверпене второй половины XVI века. Гравюра основана на классическом сюжете из «Воспоминаний о Сократе» Ксенофонта, где молодой Геракл совершает выбор жизненного пути между Добродетелью и Удовольствием. Однако у нидерландского мастера сюжет претерпевает трансформацию – место Добродетели занимает Труд, сама же Добродетель внезапно оказывается в объятиях Фортуны. Автор статьи предпринимает попытку объяснить это смещение значений, обращаясь к обстоятельствам общественно-политической и духовной жизни Нидерландов рассматриваемого периода.

Мотивы, связанные с образом Геркулеса, оказываются ключевыми и для понимания программы убранства Городской резиденции в Ландсхуте, которой посвящена статья М.А. Лопуховой (МГУ имени М.В. Ломоносова). Основанный герцогом Людвигом Х Виттельсбахом в 1530-е гг., этот ансамбль является одним из наиболее ранних в заальпийской Европе дворцовых комплексов, построенных сообразно итальянской ренессансной моде. В облике его «итальянского здания» сказалось и прямое влияние его непосредственного архитектурного прототипа – ансамбля Палаццо Те в Мантуе, построенного Джулио Романо, и в целом тех принципов монументальной декорации, которые складываются в Италии в период высокого Возрождения и раннего маньеризма. С точки зрения программы, однако, его декоративный репертуар охватывает темы и сюжеты, характерные не только для убранства дворцов и вилл первой трети XVI века, имевших репрезентативные функции (мифологические сюжеты, не лишенные аллюзий на биографию владельца, гороскопы), но и для более ранних памятников. Таковой является восходящая к Петрарке тема uomini famosi в росписях салона дворца, так называемого «итальянского зала». При этом соседство доблестных мужей прошлого и аллегории Славы с двенадцатью подвигами Геракла, изображенных на стенах зала, вряд ли может объясняться одной лишь гуманистической риторикой в духе Петрарки. Возможно, в основе программы этого интерьера лежит пролог к «Югуртинской войне» Саллюстия, девиз из которой также помещен в «итальянском зале». Латинская цитата напоминает о конфликте между тремя сыновьями герцога Альбрехта IV Виттельсбаха, благополучное разрешение которого позволило сохранить относительную целостность Баварского герцогства. В прологе же содержатся размышления о человеческой доблести и славе, о разнообразии возможностей человеческого духа, олицетворением которых могут служить знаменитые мужи древности, а также о выборе им достойного пути – мотив, который традиционно связан с образом Геракла.

Статья А.С. Хорт (НИУ ВШЭ) посвящена гравюрам к пьесе Иоганна Рассера «Игра о воспитании детей», на примере которых продемонстрированы взаимосвязь книжной иллюстрации и идеологии, театра и судебной практики в германских землях позднего XVI века. Сравнивая иллюстрации к Рассеру с ангажированной графикой и живописью, можно выявить тенденциозность этого цикла и определить его основные функции: воспитание нравов и пропаганду власти Габсбургов. Графический цикл, сопровождающий текст пьесы Рассера, оказывается многослойным по содержанию. Он является частью пропагандистского комплекса, объединившего в себе морализаторскую драматургию, мотивы, заимствованные из реальной театральной практики, и возможности печатной графики. Отражение инквизиторской судебной практики в театральной гравюре подтверждает предубежденность автора пьесы и его желание создать посредством искусства руководство по установлению общественного порядка. В немецкой научной традиции этот иллюстративный цикл изучался преимущественно театроведами, а в этой статье впервые предпринята попытка проанализировать иллюстрации к пьесе с точки зрения истории искусства, осветить не столько театральную его составляющую, сколько иконографию и художественную ценность гравюр.

Примыкает к этому блоку текстов статья М.Ю. Торопыгиной (ВГИК им. С.А. Герасимова – НИИ РАХ), где рассматриваются особенности визуального решения сериала «Игра престолов», которые напрямую связано с визуальной традицией и иконографической логикой позднего Средневековья. Исследовательница касается формальных (противостояние льда и пламени в цветовом решении сериала) и смысловых аспектов, которые могут являться ключом к пониманию логики его авторов, а также иконографии персонажей. Основной темой «Игры престолов» можно считать исследование феномена власти, энергию которой олицетворяют драконы, а особая роль в этой борьбе за власть принадлежит женщинам, путь которых можно проследить с точки зрения того, как меняется их иконография.

Воплотить идею власти, однако, способны не только те виды искусства, которые определяются как «изобразительные», но и архитектура с ее предельно абстрактным выразительным языком. Так, в статье П.И. Подоплеловой (МГУ имени М.В. Ломоносова – ГМИИ им. А.С. Пушкина) рассматриваются ключевые элементы и особенности архитектурного решения Виллы Империале делла Ровере, призванные выразить одну из смыслообразующих тем ансамбля – статус его владельца. Вилла была спроектирована Джироламо Дженгой по заказу Франческо Марии делла Ровере, четвертого герцога Урбино, и его жены Элеоноры Гонзага. Индивидуальность, новизна и одновременно – включенность в традицию присутствуют в архитектурных формах этой североитальянской загородной резиденции, которая стоит в одном ряду с наиболее значимыми сооружениями итальянского Возрождения. Ансамбль демонстрирует перемены, происходившие в архитектурном языке раннего маньеризма, связанные с тем, что элементы представительского сооружения становились «говорящими», брали на себя функцию словесного пояснения. В основе этого процесса лежало изменение отношения к архитектурной практике как таковой и усиление роли заказчика на этапе разработки проекта. Стремление патрона участвовать в создании будущего ансамбля в большой степени было связано с желанием выразить свои идеи и амбиции в формах архитектуры. Главный фасад виллы делла Ровере, ее объемно-планиметрическое решение, формы ордера, архитектурная и скульптурная декорация – все это подробно излагает программу комплекса, воплотившего своеобразный портрет заказчиков.

Кроме этого блока статей, в отдельной рубрике читателю предлагаются два исследовательских материала по проблемам внешней политики и международных отношений. В тексте Р.В. Карахановой рассматривается спор о суверенитете Фолклендских островов (называемых в испаноязычном мире Мальвинскими) между Аргентиной и Великобританией, который длится уже около двух сотен лет. Архипелаг, ранее принадлежавший Аргентине, в 1833 г. англичане объявили своей территорией. В статье освещаются как исторические корни территориального спора вокруг Фолклендских островов, так и влияние аргентинско-британских отношений по «фолклендскому вопросу» на формирование аргентинской внешней и внутренней политики.

В статье С.С. Манукова рассматриваются концепции международного арбитража и проектов международной организации по защите мира, разрабатывавшиеся европейскими и американскими политиками в начале XX века. Особое внимание уделяется деятельности экс-президентов США Теодора Рузвельта, У. Тафта, госсекретаря Э. Рута, а также представителей европейской политической элиты – министра Великобритании Р. Сесила, судьи У. Филимора, экс-премьер-министра Франции Л. Буржуа и др.

В номере присутствуют и традиционные рубрики, посвященные научной жизни и научным рецензиям на актуальные публикации.

В разделе «Конференции» читатель может познакомиться с итогами двух масштабных международных научных событий. Одна из них – «VI Мартианские чтения: актуальные проблемы ибероамериканистики», а вторая посвящена актуальным проблемам теории и истории искусства. Помимо этих материалов в номере публикуются тезисы выступлений участников конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Новый Свет и Старый Свет: траектории культурного взаимодействия».

В разделе «Рецензии» читателю предлагается анализ курса лекций Андрея Виноградова «Византийская архитектура», представленный А.Л. Расторгуевым и обзор книги Г.А. Космолинской «Ф.В. Каржавин и его альбом "Виды старого Парижа"», подготовленный Е.А. Титовой.





(c) 2022 Исторические Исследования

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.

ISSN: 2410-4671
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-55611 от 9 октября 2013 г.