Концепции международного арбитража в США и Европе в начале XX века и их реализация в рамках Лиги Наций
Первой мировой войне предшествовал рост противоречий между великими державами, получивших свое воплощение в целом ряде международных конфликтов: в их числе – испано-американская война 1898 г., англо-бурская война 1899-1902 гг., русско-японская вона 1904-1905 гг., итало-турецкая война 1911-1912 гг., Балканские войны 1912-1913 гг. и др. Участившиеся конфликты на рубеже XIX-XX вв. способствовали осознанию необходимости создания международных механизмов для мирного разрешения нарастающих конфликтов. Первые попытки в этом направлении были предприняты в ходе Гаагских конференций 1899 г. и 1907 г. Несмотря на то, что значительных подвижек в вопросе разоружения и сокращения военных бюджетов не произошло, как того планировал один из идеологов конференций русский юрист Ф.Ф. Мартенс, принятые в Гааге международные конвенции стали первой в истории попыткой общей кодификации законов и обычаев войны, заложили основу комплекса норм международного гуманитарного права[1]. Либеральная общественность приветствовала принятие «Конвенции о мирном решении международных столкновений», которая ограничивала государства в использовании права на войну и регламентировала создание Постоянной палаты третейского суда для разрешения международных конфликтов[2]. Одновременно с этим в странах Европы и США крепло и расширялось пацифистское движение, повлиявшее на выработку концепций будущих международных организаций, в частности Лиги Наций. Учреждение такой институции предполагало создание при ней международного арбитража, который должен был стать мирной альтернативой военному методу разрешения межгосударственных конфликтов. Свой вклад в реализацию идей третейского арбитража внесли как американские, так и европейские политики, особенно из Великобритании и Франции.
Исследование международного арбитража вызывает большой интерес как у зарубежных, так и у отечественных специалистов преимущественно по праву и международным отношениям. В отечественной исторической науке данная проблема зачастую носит обзорный характер в рамках специализированных работ, посвященных либо истории Первой мировой войны[3], либо перипетиям международных отношений межвоенного периода[4]. Ряд работ посвящен истории Гаагских конференций[5] и их роли в формировании современного международного права и инструментария третейского суда, рассмотрению ключевых этапов становления международного арбитража[6], а также основных проектов Лиги Наций[7], выдвигавшихся в Европе и США. Отдельно стоит отметить статью Л.В. Байбаковой[8], в которых автор рассматривает основные этапы разработки концепций международного арбитража крупными американскими политиками, в частности, внимание уделяется деятельности Т. Рузвельта, Э. Рута, У. Тафта и др. Автор исследует, какими соображениями руководствовались представители американского истеблишмента при выдвижении тех или иных идей, какое значение они оказали на послевоенное мироустройство.
В зарубежной историографии проблема арбитража рассматривается как в специализированных работах о Лиге Наций, так и в биографических очерках об американских политиках[9]. Научный интерес представляет работа британского историка и политика А.Э. Циммерна, так как она сам активно участвовал в создании Лиги Наций[10]. Практические все исследователи отмечают целесообразность создания международного арбитража как способа разрешения межгосударственных конфликтов, разность же проектов объясняется отсутствием на тот момент разработанной системы международного права, а также неготовностью государств поступиться частью своего суверенитета[11].
В конце 1960-начале 1970-х годов на фоне разрядки международной напряженности наблюдается повышение интереса к теме. Если ранее историки ограничивались изучением общих концепций арбитража, то теперь они стремились исследовать его отдельные аспекты, например, наследие американских политиков-интернационалистов[12] или же это движение в целом[13]. В ряде работ делается акцент на взаимоотношениях британских и американских интернационалистских групп[14]. В рассматриваемый период историки обращались к теме международного арбитража в контексте причин, из-за которых Лига Наций не смогла предотвратить большую войну в Европе[15].
В современных работах прослеживается тенденция к анализу отдельных аспектов данной темы, например, исследование подходов к проблеме создания Лиги Наций и системы третейского суда в контексте философских и политических воззрений американских и европейским политиков, общественных деятелей и интеллектуалов[16].
Цель данной работы – рассмотреть основные концепции международного арбитража, предложенные американскими и европейскими политиками и интеллектуалами как до начала Первой мировой войны, так и в период послевоенного урегулирования; проанализировать, какое влияние они оказали на процессе создания Лиги Наций.
Политическая элита США еще до Первой мировой войны стремилась внести свой вклад в создание механизмов преодоления масштабных военных конфликтов, так представители США приняли участие в проведении Гаагской мирной конференции 1907 г., а экс-президент США Теодор Рузвельт высказал идею о необходимости внедрения «способов контроля» держав-нарушительниц международного права. Контроль этот должен был осуществляться, по мнению президента, при посредничестве некоей международной организации[17]. Кроме того, Рузвельт проявил себя как «миротворец», способствуя подписанию Портсмутского мирного договора в августе 1905 г. по итогу русско-японской войны и созыву в 1906 г. конференции в Альхесирасе для разрешения первого марокканского кризиса между великими державами[18]. За свои посреднические услуги он получил Нобелевскую премию мира. В 1910 г. развивая идею о международной организации, призванной предотвратить масштабные конфликты, экс-президент заявил, что ведущим державам следует создать «Лигу мира», которая была бы обязана проводить в действие решения международного суда и поддерживать международные полицейские силы[19]. Конечно, стоит отметить, что американский политик отдавал предпочтение арбитражу не из пацифистских побуждений, а рассматривал его как эффективный инструмент для распространения влияния США в западном мире[20].
Другой Нобелевский лауреат и видный республиканский политик Элиу Рут, занимавший пост госсекретаря в администрации Рузвельта в 1905-1909 гг., способствовал разрешению целого ряда международных споров, в частности, между США и Великобританией по поводу рыболовства в районе Ньюфаундленда, а также США и Японией в Тихом океане. В общей сложности он заключил двадцать четыре двухсторонних арбитражных договора, активно выступал за развитие международного права и инструментария третейского суда, отмечая, однако, что именно Соединенным Штатам должна была быть отдана пальма первенства в вопросе международного арбитража: «Мы считаем себя, и вполне правильно, лидерами цивилизации… мы были проповедниками третейского суда, своевременно или нет, но мы всегда призывали к нему все остальное человечество»[21].
В 1910 г. У. Тафт, преемник Т. Рузвельта на посту президента, выступил с идеей заключения арбитражных договоров с Англией и Францией, которые должны были заменить соглашения 1908 г. В августе 1911 г. они были подписаны сторонами. В них государства договаривались разрешать возможные противоречия «в Постоянной палате третейского суда или какими-либо другими арбитражными трибуналами, которые могут быть предложены в каждом конкретном случае»[22]. При этом каждая из сторон должна была назначить по три представителя в комиссию для проведения разбирательства по сути конфликта. Тафт и генеральный секретарь Ф. Нокс надеялись, что эти соглашения станут основой для подписания аналогичных документов с Германией, Японией, Нидерландами, Норвегией, Россией и Швецией[23], однако Сенат США отказался ратифицировать договоры 1911 г., сочтя их нарушением национальных интересов[24].
С идеей арбитража и развития норм международного права выступил и демократ Дж. У. Брайан, конгрессмен от штата Небраска, неоднократный кандидат в президенты от Демократической партии и государственный секретарь в администрации В. Вильсона. Еще в начале 1900-х годов он заявил, что все международные конфликты могут быть решены за столом переговоров путем посредничества. В 1913 году Брайан выдвинул идею т.н. «охлаждающего» арбитража к реализации которого должны были привлекаться влиятельные международные организации, а государства – стороны конфликта на время разбирательства – воздерживаться от применения силы в отношении друг друга[25]. В том же году Соединенные Штаты заключили тридцать двусторонних «договоров примирения», из них двадцать два были ратифицировали и вошли в силу[26].
Во время Первой мировой войны на повестку дня был остро поставлен вопрос о необходимости учреждения всемирной международной организации. Практически все проекты предусматривали создание международного арбитражного суда. С подобными идеями выступали как представители политической элиты США, так и Европы. В США за создание институтов регулирования международных отношений выступили американские политики, представляющие в основном членов Республиканской партии, считавших, что пришло время отойти от политики изоляционизма и занять достойное место в кругу великих держав.
Пропагандой идей международной организации и института посредничества занималась учрежденная президентом У. Тафтом общественная организация «Лига по принуждению к миру» (League to Enforce Peace, LEP). В Великобритании с подобными идеями выступали «Общество Брайса» и «Общество в поддержку Лиги Наций» («League of Nations Society»). Аналогичные сообщества возникали также во Франции и других европейских странах.
Республиканцы Т. Рузвельт, У. Тафт, Э. Рут в целом считали, что международная лига государств должна заняться разработкой международного правового кодекса, судебным урегулированием споров между державами и исполнением судебных решений. Осенью 1914 г. Рузвельт выступил за учреждение «Всемирной лиги за мир праведности»[27]. Основной акцент делался на силовом способе разрешения конфликтных ситуаций, при этом предполагалось, что часть вопросов будет находиться в компетенциях членов Лиги, а не международного суда. Речь шла о решении внутренних проблем, таких как вопросы территориальной целостности, гражданства, иммиграции и др. Т. Рузвельт отмечал, что его проект лиги должен был стать важным шагом к созданию мирового правительства, при котором было бы проблематично развязать не только мировую войну, но даже региональный конфликт. Подход Рузвельта в какой-то мере предсказал появление такой организации, как ООН, призванной стоять на страже мира и охране международного права.
Для продвижения своих идей Уильям Тафт использовал, основанную им в 1915 г. в Филадельфии «Лигу по принуждению к миру». Предполагалось, что новая международная организация должна будет проводить раз в несколько лет заседания для разработки международного кодекса, а державы-участницы смогут обращаться к ней для мирного разрешения возникших конфликтов, причем апеллировать к суду можно было и по вопросам «жизненных интересов» страны, что отличало подход Тафта от Рузвельта. Дополняя идею Тафта, британской посол в США Дж. Брайс заявил, что все вопросы, не находящиеся в сфере компетенции международного суда, могли бы решаться в специальном органе при лиге – совете по примирению[28]. Тафт был активным сторонником применения будущей международной организацией экономических и военных санкций в отношении государства, развязавшего военный конфликт и не обратившемуся для его разрешения в суд.
Концепция У. Тафта была популярна, но вызвал живую критику со стороны однопартийцев. В частности, Э. Рут критиковал проект за чрезмерный суверенитет Лиги и спорную трактовку некоторых вопросов, в особенности ограничения иммиграции, находящейся на стыке внутренней и внешней политики. Рузвельт и Рут подвергли критике принцип применения санкций за любые боевые действия, в том числе защиту от агрессора, поскольку государства могли провоцировать своего противника на военные действия для применения по отношению к нему международных санкций[29]. Однако, несмотря на спорность идей Тафта и критику его подходов к будущей международной организации, «Лига по принуждения к миру» оказалась самой влиятельности общественной организацией подобного рода в мире. В 1916 г. президента В. Вильсон выступил на одном из ее заседаний, а в 1918 г. привлек Тафта и Рута к обсуждению послевоенного мироустройства.
Концепция экс-госсекретаря Э. Рута была близка к идеям Рузвельта и Тафта, выступавших за создание международного органа, ключевыми компонентами которого была бы система международного законодательства и его правоприменения в отношении нарушителя коллективной безопасности. Разработка проекта международной организации велась Рутом в 1915-1916 гг. совместно с правоведом, президентом Гарвардского университета Э. Лоуэллом, а также членами фонда Карнеги, в котором с 1915 г. трудил бывший государственный секретарь после окончания своей карьеры в Сенате. Э. Рут считал, что на регулярных конференциях страны-участники лиги должны были разрабатывать нормы международного права. Он поддержал инициативу о разрешении всех споров в международном арбитраже при подчинении всех государств-участников судебным решениям. Правда, вместо обязательного введения санкций за развязывание войны политик предлагал созывать международную конференцию по разрешению конфликта при условии прекращения воюющими сторонами боевых действий. Концепция Рута опиралась на идею об обязательности следования государствами нормам международного права, а также заинтересованности третьих стран в разрешении конфликтов для формирования безопасной международной среды. Он выступал против «превентивных войн» в отношении стран-нарушительниц, отмечая, что успех международной лиги должен был быть связан с «просвещением» государств и людей о важности международного права[30].
C приближением конца Первой мировой войны дискуссии о международном арбитраже оживились. Т. Рузвельт примирился к тому времени с У. Тафтом после конфликта, связанного с выборами президента 1912 г., когда недовольный проводимой своим преемником политикой, Рузвельт попытался выдвинуться в кандидаты от Республиканской партии, но не получив достаточной поддержки однопартийцев, заявил о создании Прогрессивной партии и участии в президентских выборах от лица новой политической силы. Он продолжал настаивать на том, что лига не должна затрагивать национальные интересы стран-участниц, и что они сами должны были определять по договору, подлежит ли их вопрос рассмотрению в суде[31]. Касательно состава будущей международной организации Рузвельт отмечал, что, в первую очередь, членство в ней могли получить союзные державы-победительницы, при этом предполагалось исключение из компетенций международного суда вмешательства в «естественные» сферы влияния великих держав. Это первую очередь, касалось свободы действий США в западном полушарии и защиты интересов Великобритании в её имперских владениях[32]. При принятии новых членов организации великие державы сохраняли руководящий голос в совете лиги. По сути, предложения Рузвельта уточняли идею о взаимосвязи эффективного функционирования организации с возможностью её членов воевать только с одинаковыми по силам державами, а не с империями (safe offenders) и о сохранении сфер влияния США и Великобритании[33].
В Великобритании идею международного арбитража впервые высказал философ и политик Г.Л. Дикинсон в августе 1914 г. В том же году он вступил в «Группу Брайса», образованную бывшим послом в США Дж. Брайсом. Она функционировала в рамках Либеральной партии Великобритании, часть её членов впоследствии присоединилась к лейбористам, а также имела широкие контакты с американской «Лигой по принуждению к миру»[34]. Члены организации пришли к выводу, что для предотвращения крупных конфликтов страны должны заключить договор, предполагавший разрешение споров через арбитраж, а также ввести практику применения санкций как против участников договора в случае его нарушения, так и тех, кто договор не подписал. В 1918 г. в Англии в рамках деятельности «Комитета Филимора» под руководством известнейшего британского адвоката и судьи, члена Тайного Совета Великобритании и бывшего судьи Высокого Суда Англии и Уэльса и лорда-судьи Апелляционного суда Англии У. Филимора, был составил проект Лиги Наций, который предусматривал разрешение спорных ситуаций через арбитраж или конференцию союзных держав, но при этом не делавший судебный способ решения конфликта обязательным. Предлагалось также введение санкций против стран-агрессоров[35].
Похожая концепция международного арбитража встречается в проекте 1916 г. Р. Сесила, министра блокады в коалиционном правительстве Великобритании, в ней он предложил обязательное вынесение спорных вопросов на международную конференцию, решения которой были бы обязательны и подкреплялись бы всей мощью стран-участниц[36]. При этом министр предлагал отказаться от идеи наведения порядка лишь сирой оружия великих держав, сосредоточившись на мерах экономического воздействия, например, «финансовой блокаде», поддержанной мощью британского флота[37]. Не меньший интерес представляет проект послевоенного мироустройства, предложенный Фабианским обществом Великобритании, организации реформистски-социалистического толка, куда входили видные интеллектуалы конца XIX-начала XX вв., в том числе, Сидни и Беатрис Уэбб, Дж. Бернард Шоу, Л. Вулф и др. Представители общества считали, что будущая международная организация должна представлять собой «совет» великих держав для разрешения мировых проблем, при этом предполагалось функционирование постоянного секретариата для координации совместных действий. В 1916 г. английский писатель и политической теоретик под эгидой Фабианского общества выпустил книгу «Международное правительство», в которой заявил о необходимости активного применения арбитража для решения конфликтов между государствами в будущем. При этом Вулф очертил круг вопросов, которые могли быть рассмотрены в судебном трибунале, в частности, вопросы факта, вопросы границ и спорных территорий между двумя государствами, долговых обязательств, а также проблемы, связанные с интерпретацией договоров и норм международного права[38]. Те, вопросы, которые не могли бы быть вынесены и решены в рамках третейского суда, по мнению Вулфа, также могли бы быть рассмотрены на международную конференцию, чьей задачей было бы «рассмотреть проблемы не только с точки зрения соответствия закона, но и беспристрастно»[39].
Идея создания международного арбитражного органа в рамках Лиги Наций имела одобрение и во Франции: Леоном Буржуа, бывшим премьер-министром, еще в 1909 г. был сформулирован план «Сообщество Наций», в котором автор выступал за выстраивание такой системы международного контроля, которая предусматривала бы возможность оказывать санкционное давление на держав-нарушительниц вплоть до использования международных вооружённых сил[40]. Свой собственный проект международного органа с судом выдвинул Поль Отле, бельгийский мыслитель, писатель и юрист. В его проекте предусматривалось создание законодательного, исполнительного и судебного органа лиги вместе с формированием международной армии. Однако его проект не был подробно проработан, в частности, не упоминались рамки, в которых суд должен был разрешать споры между государствами[41].
Дискуссии в Европе относительно создания Лиги Наций и механизмов регулирования международных отношений особенно активизировались после вступления в войну в апреле 1917 г. Соединенных Штатов. Уже в самом начале войны президент-демократ В. Вильсон начал развивать мысль, хотя и менее конкретно, чем представители Республиканской партии, о «некоем регулярном собрании ответственных государственных деятелей, где обсуждались бы вопросы большой международной важности, где имелся бы форум для изложения претензий государств друг другу»[42]. Разумеется, главенствующее положение в этой структуре должно было быть отведено США. Вместе с тем, вплоть до конца войны президент воздерживался от какой-либо конкретики, заявляя лишь о «всеобщем» характере будущей организации[43]. 8 января 1918 г. В. Вильсон представил Конгрессу свои «Четырнадцать пунктов» для установления прочного мира, своеобразный список принципов, на которых должно было основываться послевоенное мироустройство. В них президента предложил учредить Лигу Наций, всеобщую ассоциацию наций в целях предоставления взаимных гарантий политической независимости и территориальной целостности[44]. В рамках которой можно было бы обсудить все вопросы послевоенного мира. При этом Вильсон не концентрировал свое внимание на идее арбитража, подчеркивая лишь важность выстраивания будущей международной системы на основе международного права, принципа суверенности больших и малых стран. При этом в предложенной организации для США было отведено место мирового «суперарбитра», образца демократии и инструмента политического лидерства: «Америка стала первой мировой державой… Нам нужно решить единственный вопрос: вправе ли мы оказаться от морального руководства, которое предлагают нам, примем ли мы или отвергнем доверие мира… Нас ведет Бог. Мы не можем отступить»[45], – заявлял американский президент.
После смерти Т. Рузвельта в январе 1919 г. представители Республиканской партии начали активно критиковать идею Лиги Наций. Большую роль здесь сыграла позиция председателя комитета Сената по международным делам Г.К. Лоджа, являвшего, кстати, близким другом Рузвельта. Особенной критике была подвергнута ст. 10 проекта Устава будущей международной организации, согласно которой, члены Лиги «обязывались уважать и сохранять против всякого внешнего нападения территориальную целостность и существующую политическую независимость всех Членов Лиги…»[46]. Лодж считал нарушением национальных интересов возможное участие американских войск вооруженных операциях Лиги согласно ст.10. Э. Рут, Г. Стимсон, которые, как мы показали ранее, уже в 1914 г. выступали за создание международной организации, отмечали чрезмерно размытые компетенции Лиги Наций и её возможность вмешиваться в суверенные дела США.
Бывший госсекретарь предложил Госдепартаменту США шесть поправок к проекту Устава, предусматривавших исключение из полномочий организации вопросов, касавшихся Доктрины Монро и внутренних дел страны, учреждение инспекции по вооружениям, предоставление государствам права выхода из Лиги Наций, введение пятилетнего срока действия 10-й статьи Устава при условии её дальнейшего обновления[47]. Предлагалось полностью переписать 13-ю статью Устава с разрешением всех вопросов о «национальной чести» в Гаагском либо международном суде (в последнем предполагалось рассматривать вопросы трактовки договоров, международного права и определения суммы репараций).
Стоит отметить, что в проекте Устава Лиги Наций Вильсона изначально совсем не упоминался международный арбитраж, однако под напором союзников из Великобритании и Франции Вильсон был вынужден внести хоть какие-то положения о нем. Согласно проекту полковника Э. Хауса, советника Вильсона, предусматривалось создание постоянного международного суда из пятнадцати судей, который должен был разрешать вопросы, предоставленных ему с согласия сторон-участников Лиги[48]. В частности, в суд передавались международные споры, которые не получилось разрешить дипломатическим путём. Проект Хауса также предусматривал введение санкций против стран-нарушителей Устава, но санкций не военных, а экономических.
В конечный вариант Устава Лиги Наций были внесены статьи, закрепляющие арбитраж как метод разрешения конфликтов, ему были посвящены ст. 12-15. Стороны в споре не должны были «прибегать к войне до истечения трехмесячного срока после решения третейских судей или судебного постановления, или доклада Совета»[49]. Был также определен круг вопросов, которые могли стать предметом разбирательства третейского суда: «Споры, которые относятся к толкованию какого-либо договора, ко всякому вопросу международного права, к наличию всякого факта, который будучи установлен, составил бы нарушение международного обязательства, или к объему и способу возмещения, следуемого за такое нарушение»[50]. В соответствии со Ст. 14 учреждалась Постоянна Палата Международного Суда, устав которой был разработан на конференции в Гааге в 1920 г., а за основу взят проект Гаагской конвенции 1907 г. о Третейском суде.
Таким образом, политическая элита США и стран Европы внесла существенный вклад в развитие идеи о международном арбитраже как способе разрешения международных конфликтов. Основные дискуссии шли относительно полномочий суда, разграничения вопросов, которые могли быть рассмотрены третейским судом. Все, кто так или иначе продвигал концепцию создания механизмов арбитража, сходились во мнении о необходимости выработки норм международного права и проведения регулярных встреч между лидерами государств-участников, видя в этом шаг к установлению столь желанного со времён И. Канта «вечного мира».
[1] Саямов Ю.Н. О Гаагских конференциях 1899 и 1907 гг. // Россия и современный мир. 2017. № 3 (96). С. 36.
[2] I Гаагская конвенция о мирном решении международных столкновений 1907 г. URL: I Гаагская конвенция о мирном решении международных столкновений 1907 года : Министерство обороны Российской Федерации (doc.mil.ru) (Дата обращения: 15.05.2022)
[3] Первая мировая война и судьбы европейской цивилизации / Под ред. Л.С. Белоусова и А.С. Маныкина. М., 2014.
[4] Горохов. В.Н. История международных отношений. 1918-1939. М., 2004.
[5] Саямов Ю.Н. Ук. соч.
[6] Дорская А.А. К вопросу о становлении международного правосудия // Современные проблемы публичного права: международные и внутригосударственные аспекты. Сост. А.А. Дорская, Н.Ю. Иванова. СПб., 2010.
[7] Ходнев А.С. Первая мировая война и дискуссии о создании универсальной международной организации // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2014. №5(29). С. 113-121.
[8] Байбакова Л.В. Разработка в США принципов превентивной дипломатии в годы предвоенного обострения международных отношений (начало XX века) // Новая и новейшая история. 2020. № 2. C. 204-215.
[9] Pringle H. F. Life and Times of William Howard Taft. Vol 2. N.Y., 1939.
[10] Zimmern A.E. The League of Nations and the Rule of Law, 1918–1935. London, 1936.
[11] Первая мировая война и судьбы европейской цивилизации / Под ред. Л.С. Белоусова и А.С. Маныкина. М., 2014. С. 406.
[12] Herman S. R. Eleven Against War: Studies in American Internationalist Thought, 1898-1921. Stanford, 1969.
[13] Kuehl W. F. Seeking World Order. The United States and International Organization to 1920. Nashville, 1969.
[14] David M.D. Toward the Concept of Collective Security: The Bryce Group's “Proposals for the Avoidance of War” 1914–1917 // International Organization. 1970. Vol. 24. Issue 2. P. 288 – 318.
[15] Northedge F. S. The League of Nations: Its life and times, 1920–1946. N.Y., 1986.
[16] Wertheim S. The League That Wasn’t: American Designs for a Legalist-Sanctionist League of Nations and the Intellectual Origins of International Organization, 1914-1920 // Diplomatic History. 2011. Vol. 55. № 5. P. 797-836;
[17] Theodore Roosevelt's Fifth State of the Union Address. – URL: https://en.wikisource.org/wiki/Theodore_Roosevelt%27s_Fifth_State_of_the_Union_Address (дата обращения: 12.11.2022).
[18] Байбакова Л.В. Роль президента США Т.и Рузвельта в выработке предварительных условий мирных переговоров между Россией и Японией в Портсмуте (март-июнь 1905 г.) // Вестник Московского университета Серия 8. История. 2010. №6. С.3-41; Ее же. Закулисное посредничество президента США Т. Рузвельта в урегулировании первого марокканского кризиса (1905-1906) / Исторический журнал: научные исследования. 2019. №4. С.143-164.
[19] Roosevelt T. International Peace. Address at the National Theatre in Oslo, Norway, May 5, 1910. – URL: http://www.theodore-roosevelt.com (дата обращения: 12.11.2022).
[20] Байбакова Л.В. Ук.соч. С. 204-215.
[21] Цит. по: Coates B.A. Legalist Empire: International Law and American Foreign Relations in the Early Twentieth Century. Oxford, 2016. P. 101.
[22] Цит. по: Noyes J.E. William Howard Taft and the Taft Arbitration Treaties // Villanova Law Review. 2011. Vol. 56. № 3. P.555.
[23] Noyes J.E. William Howard Taft and the Taft Arbitration Treaties // Villanova Law Review. 2011. Vol. 56. № 3. P.541.
[24] Pringle H. F. Op. cit. P. 746-753.
[25] Байбакова Л.В. Эволюция внешнеполитической доктрины У. Дж. Брайана: от силового реализма к мирному урегулированию международных конфликтов // Известия высших учебных заведений. Поволожский регион. Общественные науки. 2009. № 4. С. 19.
[26] Согрин В.В. Рождение американской империи: 1898-1918. Причины, цели, методы // Новая и новейшая история. 2013. № 3. С. 76.
[27] Thompson J.L. Op. cit. P. 32-34.
[28] David M.D. Op. cit. P. 288-318.
[29] Wertheim S. Op. cit. P. 797-836.
[30] Herman S. R. Op.cit. P. 47-50.
[31] Roosevelt T. The League to Enforce Peace. Roosevelt in The Kansas City Star. Вoston, New York, 1921.
[32] Roosevelt T. "The League of Nations," November 17, 1918. P. 261-264.
[33] Roosevelt T. "The League of Nations," January 13, 1919. P. 292-295.
[34] Zimmern A.E. Op.cit. P. 161-165.
[35] Northedge F. S. Op.cit. P. 28-29.
[36] Первая мировая война и судьбы европейской цивилизации / Под ред. Л.С. Белоусова и А.С. Маныкина. М., 2014. С. 425.
[37] Ходнев А.С. Ук. соч. С. 118.
[38] Woolf L.S. International Government. London, 1916. P. 52.
[39] Ibid.
[40] Northedge F. S. Op.cit. P. 28-29.
[41] Kuehl W.F. Op.cit. P. 234-235.
[42] Уткин А.И. Дипломатия Вудро Вильсона. М., 1989. С. 48.
[43] Романов В.В. В поисках нового миропорядка: внешнеполитическая мысль США (1913-1921 гг.). М., Тамбов. 2005. С. 132-150.
[44] Wilson W. Address of the President of the United States, delivered at a joint session of the two houses of Congress, January 8, 1918. URL: https://www.presidency.ucsb.edu/documents/address-joint-session-congress-the-conditions-peace-the-fourteen-points (дата обращения: 12.11.2022).
[45] Цит. по: Горохов. В.Н. История международных отношений. 1918-1939. М. 2004. С. 48.
[46] Covenant of the League of Nations. URL: The Covenant of the League of Nations | UN GENEVA (10.05.2022)
[47] Ibid. P. 303-305.
[48] The League of Nations: Its Life and Times, 1920-1946. P.31-33.
[49] Устав Лиги Наций, 10 января 1920. URL: Устав Лиги наций. 10 января 1920 года | Документы XX века (doc20vek.ru) (дата обращения: 05.05.2022)
[50] Там же.
(c) 2022 Исторические Исследования
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.
ISSN: 2410-4671 Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-55611 от 9 октября 2013 г. |