Обращение к читателям
Основной раздел настоящего выпуска отведен статьям, в основу которых легли доклады, озвученные студентами и выпускниками кафедры всеобщей истории искусств в рамках научного семинара «Ренессанс в действии. Зрелища и искусства в эпоху Возрождения» в апреле 2023 года. Цель этого семинара заключалась в том, чтобы на частных примерах рассмотреть связь между пластическими искусствами эпохи Возрождения и зрелищной культурой. Подобный подход сегодня — обязательный инструмент исследователей, которые стремятся воссоздать «взгляд эпохи» и визуальный опыт художника и его зрителя. С повседневными и праздничными впечатлениями связан не только язык живописи. Переживание интерьера, архитектурного и городского пространства, сама структура этих пространств неразрывно связаны с теми представлениями и церемониями, которые в них разворачивались, превращая их в сценическую площадку. На семинаре обсуждались теоретические вопросы, связанные с концепцией period eye и с перформативным переворотом в искусствознании, а также то, какое отражение в архитектуре и искусстве нашли литургия и практики благочестия, иллюстрированная проповедь и театрализованные действа, разыгрывавшиеся в церквях, придворные театрализованные торжества и празднества, придворный и дипломатический церемониал, театральные представления в школьном театре, триумфы и торжественные въезды, публичные массовые зрелища.
В данном выпуске журнала помимо традиционных рубрик представляем вниманию читателей новый раздел – «История древнего мира», где можно ознакомиться со статьями молодых ученых, посвященных истории древнего Рима. Исследование М.Н. Кирилловой посвящено характерным чертам организации ветеранских поселений эпохи Суллы. В статье Миролюбова И.А. анализируются сообщения античных писателей о зверинце императора Августа в контексте событий его правления и соответствующего идеологического фона.
В рубрике «In memoriam» настоящего выпуска помещены тексты двух выдающихся преподавателей исторического факультета, ушедших из жизни в 2023 году, – профессора-антиковеда Наталии Михайловны Никулиной (1938-2023) и историка искусства Средних веков Алексея Леонидовича Расторгуева (1958-2023). Статья Н.М. Никулиной «О монументальной живописи и вазописи в искусстве минойского Крита» была написана незадолго до ее кончины и посвящена одной из главных тем, занимавших ее на протяжении жизни, – искусству Эгейского мира; она подготовлена к публикации ее учениками Т.П. Кишбали и А.Н. Григорьевой. Эссе А.Л. Расторгуева, повествующее об образном строе святилища в Гебекли-Тепе и метафизическом переживании пластически оформленного пространства, должно было стать первой из тридцати глав задуманной им книги о языке архитектуры; этот текст, в котором рассказ о древнейшем архитектурном комплексе, свидетеле детства человечества, соединен с детскими воспоминаниями автора, публикуется в авторской редакции с минимальной корректорской правкой.
В разделе «Конференции» читатель может познакомиться с итогами международной научной конференции «Портрет в античности – Портрет all’antica», организованной кафедрой всеобщей истории искусств в память о профессорах Н.М. Никулиной (1938-2023) и И.И. Тучкове (1956-2018).
В разделе «Рецензии» читателю предлагается анализ микроисторического исследования Томаса Коэна «Любовь и смерть в Италии эпохи Возрождения», представленный Е.О. Новиковой и обзор книги «Названо Вазари. Готика. Возрождение. Маньеризм: издание к трилогии выставок», подготовленный А.А. Савченковой.
(c) 2024 Исторические Исследования
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.
ISSN: 2410-4671 Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-55611 от 9 октября 2013 г. |