Образ Густава II Адольфа и шведская национальная идея в декоре корабля «Васа»

Аннотация


Статья посвящена барочной политической символике, представленной в декоре шведского корабля «Васа» (1628). В его скульптуре сочетаются как образы античной мифологии и римской истории, так и статуи, изображающие готов – легендарных предков шведов, захвативших Рим. Декоративный ансамбль «Васы» служил репрезентации власти Густава II Адольфа (1611–1632) и идеологии гетицизма, выраженных в геральдических композициях и отдельных скульптурах. В интерпретации некоторых из них предлагаются новые уточнения и сравнение с печатными изданиями XVI–XVII вв., которые могли послужить источником иконографии декора «Васы». Так, шесть фигур рыцарей на корме корабля признаются автором изображением готов, идентичным иллюстрациям «Истории всех королей готов и свевов» (1554) Ю. Магнуса. Это доказывает присутствие гетицизма в символической программе декора и подчеркивает роль этой идеологии в сложении образа Густава Адольфа.

Ключевые слова


корабль «Васа»; Густав II Адольф; гетицизм; скульптура барокко; Шведское великодержавие

Полный текст:

HTML PDF

Литература


Eriksson N. Figureheads and Symbolism Between the Medieval and the Modern: The ship Griffin or Gribshunden, one of the last Sea Serpents? // The Mariner's Mirror. 2020. Vol. 106:3. P. 262–276. doi: 10.1080/00253359.2020.1778300.

Guthrie S. Goths, Gauls and Franks in Antoine Garissoles’ Adolphid (1649): How to rewrite the ancient history of Sweden // Apotheosis of the North: The Swedish Appropriation of Classical Antiquity around the Baltic Sea and Beyond (1650 to 1800), ed. by Bernd Roling, Bernhard Schirg and Stefan Heinrich Bauhaus. Berlin, Boston: De Gruyter, 2017. P. 175–186. URL: https://doi.org/10.1515/9783110524888-010.

Hocker F. Vasa. Stockholm: Medstroms Bokforlag, 2011.

Konstam A. Sovereigns of the sea : the quest to build the perfect Renaissance battleship. Hoboken, N.J.: J. Wiley & Sons, 2008.

Magnus J. Historia de omnibus Gothorum Sueonumque regibus. Basilea, 1558.

Neville K. Gothicism and Early Modern Historical Ethnography // Journal of the History of Ideas. 2009. Vol. 70:2. P. 213–234. URL: http://www.jstor.org/stable/40208101.

Neville K. The land of the Goths and Vandals: The visual presentation of Gothicism at the Swedish Court, 1550–1700 // Renaissance Studies. 2013. Vol. 27:3. P. 435–459. doi: 10.1111/j.1477-4658.2012.00826.x.

Nilsson A. Lions, Hares, and Donkeys: Illustrating Regal Traits in Johannes Magnus’ Historia de omnibus Gothorum Sueonumque regibus (1554) // LITERATŪRA. 2017. № 59 (3). P. 51–60. URL: https://doi.org/10.15388/Litera.2017.3.11834.

Soop H. The power and the glory: The sculptures of the Warship Wasa. Kungl: Vitterhets Historie och Antikvitets Akademien, 1992.

Tångeberg P. The use of colours on the seventeenth century royal warship Vasa // Endeavour. 2000. №24(4). P. 147–151. doi: 10.1016/s0160-9327(00)01313-2.

Wallace S. The Sovereign’s Cabin: A reconstruction and interpretation of the wooden sculptures and wall panelling in the great cabin and stern gallery of the warship Vasa of 1628. Dissertation, 2009. URL: http://urn.kb.se/resolve?urn=urn:nbn:se:sh:diva-2497.

Иордан. О происхождении и деяниях гетов (Getica). СПб: Алетейя, 1997. [Iordan. O proishozhdenii i dejanijah getov (Getica). SPb: Aletejja, 1997].






(c) 2024 Исторические Исследования

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.

ISSN: 2410-4671
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-55611 от 9 октября 2013 г.